ЛОНДОН, 24 июл - РИА Новости, Александр Смотров. Международный авиакосмический салон "Фарнборо-2010" в пятницу завершил рабочую программу, в выходные по традиции аэродром в британском графстве Хэмпшир будет открыт для широкой публики.
По данным организаторов, торговые дни выставки привлекли свыше 120 тысяч посетителей, еще около 150 тысяч ожидается в предстоящие выходные.
Авиасалон начался при жаркой погоде, завершается же, напротив, при пасмурной. Однако изменчивая британская погода не помешала побить рекорды по количеству участников (1,45 тысячи против 1,393 тысячи в 2008 году) на самом большом в мире по площади временном выставочном пространстве, а самое главное - заключить выгодные контракты. Их общий объем достиг 47 миллиардов долларов. Это скромнее, чем на прошлом салоне, когда в преддверии мирового экономического кризиса на "Фарнборо-2008" был достигнут рекордный уровень сделок почти в 89 миллиардов долларов, но лучше, чем в 2006 году, когда объем контрактов составил 46 миллиардов долларов.
"Международный авиасалон "Фарнборо-2010" прошел очень успешно, и цифры демонстрируют весьма оптимистичное настроение салона этого года, что очень вдохновляет в условиях текущего глобального экономического климата. Контракты на 47 миллиардов долларов и их качество являются свидетельством устойчивости соответствующих секторов экономики, их позитивный вклад в британскую и мировую торговлю, а также значимостью ", - заявил один из соорганизаторов авиасалона, глава британской организации по торговле авиакосмическими, оборонными и охранными технологиями A|D|S Иан Ходден.
Boeing vs Airbus
Крупнейшие мировые авиастроительные корпорации - американская Boeing и европейская Airbus - привезли на "Фарнборо-2010" свои последние разработки - самолеты Boeing 787 Dreamliner и A380. И если гигантский А380 уже знаком гостям авиасалона по прошлой выставке, то для "лайнера мечты" появление в Фарнборо стало своего рода "мировой премьерой". Журналисты и гости салона в течение трех дней имели возможность подняться на борт лайнера, который должен начать регулярные рейсы уже в конце этого года.
На "Фарнборо-2010" пополнился и портфель заказов на Boeing 787 - иорданская авиакомпания Royal Jordanian намерена приобрести три лайнера в дополнение к ранее заказанным ею. Заказ оценивается примерно в 500 миллионов долларов по каталожным ценам.
За четыре торговых дня "Фарнборо-2010" два крупнейших мировых производителя гражданских самолетов получили в общей сложности около 500 новых и обновленных заказов на свои машины.
Согласно пресс-релизу европейского концерна Airbus, в Фарнборо ему удалось получить 255 заказов общим объемом около 28 миллиардов долларов.
Крупнейшими заказчиками лайнеров Airbus стали лизинговые операторы GECAS (60 самолетов на сумму 4,9 миллиарда долларов) и созданная в начале этого года Air Lease Corporation (51 самолет на сумму 4,4 миллиарда долларов), а также авиакомпании "Аэрофлот" (11 самолетов на сумму 2,3 миллиарда долларов), Garuda Indonesia (шесть самолетов на сумму 1,2 миллиарда долларов) и Germania (пять самолетов на сумму 372 миллиона долларов).
Меморандумы о взаимопонимании на приобретение самолетов Airbus подписали чилийская LAN, китайская Hong Kong Airlines, американская Virgin America и таиландская Thai Airways International.
Портфель заказов Boeing немного скромнее - примерно 220 заказов. Самыми крупными из них стали сделки с тремя лизинговыми операторами на поставки самолетов Boeing 737-800 нового поколения: Air Lease Corporation объявила о намерении приобрести 60 самолетов, авиализинговое подразделение британского банка Royal Bank of Scotland - RBS Aviation Capital - купит 43 самолета и GECAS намерен приобрести 40 машин на общую сумму примерно 3 миллиарда долларов по средним каталожным ценам.
Среди других заказчиков продукции Boeing - дубайская авиакомпания Emirates; малобюджетная норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle ASA (оперирует на рынке под брендом Norwegian); ирландская лизинговая компания Avolon; первая частная авиакомпания Китая Okay Airways; национальная авиакомпания Катара Qatar Airways; французская авиакомпания Air Austral и азербайджанский авиаперевозчик Azerbaijan Airlines.
Успехи российских гражданских самолетов
Новые разработки в области гражданской авиации стали центром российского представительства на "Фарнборо-2010". Впервые в Великобританию прибыл натурный образец регионального самолета Sukhoi Superjet 100, который ежедневно поднимался в небо в ходе демонстрационных полетов, а также модель лайнера МС-21 корпорации "Иркут".
Число "твердых" заказов "Сухого" по итогам авиасалона выросло со 101 до 161 самолета за счет твердых контрактов с индонезийским авиаперевозчиком Kartika Airlines и лизинговой компанией Pearl Aircraft Corporation. Кроме того, в ходе выставки были подписаны два "мягких" контракта - с тайской компанией Orient-Thai Airlines и "Газпромавиа".
Гендиректор компании Михаил Погосян сообщил на пресс-конференции, что в ближайшие 20 лет "Сухой" сможет поставить на мировой рынок около 800 самолетов Superjet 100, заполнив тем самым 15% рынка региональных самолетов.
По его словам, есть все предпосылки для успешного завершения сертификации и начала поставок самолета заказчикам к концу 2010 года, а в 2013 году должна начаться разработка бизнес-модификации лайнера.
В свою очередь, российская корпорация "Иркут" сформировала по итогам авиасалона портфель из 140 заказов на новые самолеты МС-21, включающий в себя первый твердый контракт - на 50 машин с малазийской инвесткомпанией Crecom Burj Resources, а также ряд предварительных соглашений с авиационными и лизинговыми компаниями, среди которых "Ильюшин Финанс Ко", "ВЭБ-лизинг", чартерная Nordwind Airlines.
Подводя итоги работы на авиасалоне, президент корпорации "Иркут" Олег Демченко заявил, что российские и зарубежные компании поверили в будущее проекта создания самолета МС-21.
Российские военные достижения
В целом, по оценкам специалистов, российские компании в Фарнборо заключили контракты более чем на 10 миллиардов долларов.
При этом журналисты, как и в прошлые годы, снова задавали российской делегации вопрос о том, почему на авиасалоне так мало натурных образцов.
Руководители российской делегации в ответ обосновали такую позицию соображениями прагматизма и экономии, нежеланием идти на затратные шаги, связанные с транспортировкой, паркингом, обслуживанием, заправкой техники.
Несмотря на отсутствие натурных образцов, о российской военной продукции говорили на Фарнборо немало.
В частности, гендиректор компаний "Сухой" и "МиГ" Михаил Погосян сообщил, что около 300 самолетов "Миг" и "Су" будут поставлены на рынок до 2015 года. Примерно 40% из них - для Минобороны РФ, остальные 60% - на экспорт.
По словам замгендиректора "Рособоронэкспорта" Александра Михеева, первый экспортный контракт на многоцелевой истребитель Су-35 может быть подписан до конца этого года. Он напомнил, что уже несколько стран проявили заинтересованность в этом самолете, и предварительно уже согласован проект контракта с Ливией.
Что касается создаваемого сейчас самолета пятого поколения, то Минобороны РФ закупит десять таких машин в 2013-15 годах, а продажи его за рубеж могут начаться только после завершения испытаний и начала серийного выпуска.
При этом участники авиасалона пока расходятся в оценке сроков готовности самолета к демонстрационным полетам. Если гендиректор авиакомпании "Сухой" Михаил Погосян считает, что самолет пятого поколения примет участие в авиакосмическом шоу "МАКС-2011", то первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин более осторожно оценил возможность участия самолета пятого поколения на "МАКС-2011", сказав, что это будет зависеть не от технических, а от организационных моментов.
В любом случае производитель обещает, что экспортный вариант российского истребителя пятого поколения будет дороже отечественных самолетов четвертого поколения, но значительно дешевле зарубежных аналогов.
Погосян также заверил, что российские авиапроизводители не боятся конкуренции со стороны китайской авиапромышленности и других зарубежных фирм, считая свою продукцию весьма конкурентоспособной.
Вместе в небо и космос
Подобные оценки высказывали и зарубежные участники выставки, в частности, отраслевые ведомства Великобритании, которые подписали в рамках авиасалона два соглашения с российскими коллегами.
Британская организация по торговле авиакосмическими, оборонными и охранными технологиями A|D|S и российский Союз авиапромышленности подписали меморандум о взаимопонимании.
"По мере глобализации авиакосмической индустрии и заметного места России в ней, данное соглашение должно подстегнуть расширение сотрудничества между двумя организациями", - отмечается в сообщении.
Российские и британские компании наращивают сотрудничество в области разработки и производства современной авиатехники и оборудования. Именно поэтому, по мнению британской стороны, подписанный меморандум "от имени авиапромышленной индустрии обеих стран будет способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества в этом стратегическом секторе".
Подобный меморандум подписали между собой Роскосмос и недавно созданное космическое агентство Соединенного Королевства (UK Space Agency).
Ранее британский министр науки по делам университетов и науки Дэвид Уиллетс сообщил, что предыдущий аналогичный документ был заключен между двумя странами еще в советскую эпоху - в 1987 году.
Новое соглашение должно позволить налаживать более эффективные контакты, в частности, в области совместных проектов на Земле и экспериментов на борту Международной космической станции.
Россия и Великобритания также готовятся совместно отметить в 2011 году полувековой юбилей полета в космос Юрия Гагарина.