БАЛИ (Индонезия), 16 фев — РИА Новости, Михаил Цыганов. Кругосветная экспедиция сибирских экстремалов под руководством Анатолия Кулика "Через океаны с Energy Diet", совершаемая на самодельном надувном и разборном парусном катамаране под флагами России и Русского географического общества (РГО), после недолгого пребывания на всемирно известном индонезийском острове Бали в субботу вновь вышла в море и взяла курс на столицу Индонезии.
После нескольких дней в Джакарте экспедиция, которая впервые в истории мореплавания прошла на подобном судне Индийский, Атлантический и Тихий океаны, направится (возможно, с заходом в Сингапур) на таиландский остров Пхукет, где уже во второй половине марта намерена замкнуть кольцо пятилетнего путешествия вокруг планеты.
В финишном составе команды — сам бессменный капитан, автор идеи экспедиции и создатель катамарана Анатолий Кулик; его заместитель — экстремал со стажем в несколько десятилетий, совершивший около ста путешествий и даже сплавлявшийся по рекам Эвереста Евгений Ковалевский; штурман Стас Березкин и матрос Евгений Ташкин. Все они – члены РГО, путешественники с многолетним опытом экстремальных путешествий, отмеченных в России высшими спортивными званиями и титулами.
Кто такие экстремалы?
На протяжении плавания протяженностью 30 тысяч морских миль (почти 56 тысяч километров) состав участников экспедиции несколько раз менялся, и на вопрос РИА Новости, зачем же им понадобилось месяцами и годами терпеть лишения и рисковать жизнью в открытом океане, отвечают четверо участников последнего этапа.
Анатолий Кулик из Новосибирска, 58 лет, мастер спорта СССР по спортивному туризму, "Выдающийся путешественник России" — конструктор катамарана, автор и идейный вдохновитель проекта, капитан и кок:
"Зачем люди лезут на Эверест? Зачем люди летят на Луну? Это не объяснишь, но это — надо!"
Евгений Ковалевский из Томска, 55 лет, мастер спорта РФ по спортивному туризму, "Выдающийся путешественник России", двукратный Чемпион России по экстремальному водному туризму, заместитель председателя Томского отделения РГО — участник всех этапов проекта, заместитель руководителя экспедиции по внешним связям:
"Для меня это, прежде всего, страсть к первооткрытиям и шаг в неизвестность. Испытать себя: а сможешь ли ты вообще вот эту невыносимую жизнь вынести? Но самое важное и самое главное — это почувствовать дыхание океана. Почувствовать, что я — часть природы, взаимосвязь между природой и человеком".
Станислав Березкин из Новосибирска, 44 года, чемпион России по парусному туризму, трехкратный призёр международной Балхашской парусной регаты — штурман экспедиции:
"Во-первых, это очень серьезное спортивное достижение, а, во-вторых, возможность увидеть практически полмира. Я довольно долго к этому стремился — и счастлив, что попал в эту экспедицию".
Евгений Ташкин из Бердска, 39 лет, участник водных экстремальных походов высшей категории сложности, видео- и фотооператор экспедиции:
"Когда идешь в такие путешествия, о мучениях и лишениях совсем не думаешь. Для меня это — форма развития. Оригинальная, может быть: можно, конечно, развиваться, находясь дома, читая книги и так далее, но я нашел свой путь. Это — мой путь и мне это нравится".
"Экстремалы — это генетически обреченные люди, которые не способны жить без стресса, без адреналина, без проверок себя на прочность. Часто не любят в себе это, но жить по-другому не способны и не смогут, даже если захотят. Это заложено в них природой", — резюмирует Ковалевский.
Этапы пути вокруг света
Первый (2008) — старт кругосветки на надувном разборном парусном судне в составе трех человек (из Новосибирска, Томска, Барнаула) был дан в феврале 2008 году с острова Пхукет (Таиланд), а финиш состоялся в индийском штате Гоа. Пройдены три тысячи морских мил, на которых первая модель катамарана выдержала жестокие штормы с высотой волн с трехэтажный дом. Не обошлось и без происшествий — в пути у судна вышел из строя мотор (он используется обычно лишь при маневрировании) и выдвижной киль.
Тем не менее, впервые в истории было успешно осуществлено плавание в открытом океане на, казалось бы, совершенно неприспособленном для этого надувном разборном парусном катамаране, за что участники проекта удостоены высшего титула Туристско-спортивного союза России "Выдающийся путешественник России".
Второй (2009) — маршрут протяженностью две тысячи морских миль был продолжен по Индийскому океану от берегов Гоа до Сейшельских островов у восточного побережье Африки с 10 февраля по 3 марта 2009 на усовершенствованном (по сравнению с первым вариантом) судне.
Катамаран вышел в Аравийское море, пересек Индийский океан и дошел до Сейшельских островов). Команда первоначально состояла из пяти экстремалов из Новосибирска, Кемерово и Томска, но через несколько дней один из участников по состоянию здоровья прекратил путешествие и был высажен на Мальдивах).
Третий (2010-2011) — семь тысяч морских миль от острова Маврикий (с Сейшел выйти не удалось, хотя новое судно уже было построено: президент страны лично не выпустил русских путешественников, опасаясь нападения сомалийских пиратов) в Индийском океане вокруг Южной Африки, затем через Атлантический океан до Бразилии. Этот маршрут — один из самых сложных в мире для парусных судов — совершался уже на тримаране (судне с тремя соединенными в верхней части параллельными корпусами, которое обладает большей устойчивостью, чем катамаран с двумя баллонами).
Именно в 2010 году не имеющий мировых аналогов морской проект был взят под крыло Русским географическим обществом и международной компанией NL International — и именно тогда утвердилось его название "Через океаны с Energy Diet".
Парусное судно стартовало 15 декабря 2010 года в Индийском океане, затем тримаран миновал Мадагаскар, обогнул юг Африки и финишировал 28 марта 2011 года в Южной Америке (Бразилия). Пересекая Атлантический океан, судно не заходило ни на один из островов (Святой Елены и Вознесения), где традиционно останавливаются мореплаватели, запасы пищи и воды не пополнялись. На маршруте по Индийскому и Атлантическому океанам команда преодолела сильнейшие ветра и огромные волны, штили и палящее солнце, справилась с серьезными поломками судна и неоднократными атаками акул. По итогам этапа в "Книге рекордов России" зарегистрированы три мировых рекорда, а Всероссийская федерация парусного спорта отметила поход Золотым дипломом "Лучшее дальнее спортивное плавание 2011 года".
Четвертый этап (2012-2013 годы) оказался самым протяженным — 18 тысяч морских миль (включая участок Атлантики)!
Для завершающего этапа было построено новое — и самое совершенное на этот момент — судно: как и на первых двух, это сборно-надувной катамаран. Его длина 12 метров, ширина пять метров, вес около 850 килограммов, высота — 13 метров. Полный вес с грузом и людьми — 3,5 тонны. Каркас катамарана в этот раз сделан из алюминиевого сплава с добавлением циркония, который специально был разработан российской оборонкой для подводных лодок — его испытания показали, что он у него просто нет ограничения по времени эксплуатации в морской воде.
Экспедиция стартовала в марте 2012 г. из порта Форталеза (Бразилия) и прошла по Атлантическому океану через острова и страны Карибского бассейна до Мексики. Там судно было разобрано, доставлено по суше на грузовике до Тихоокеанского побережья Мексики и вновь собрано, после чего началось плавание по Тихому океану.
Кстати, в разобранном виде катамаран представляет собой примерно 35 сумок весом около 30 килограммов – то есть, их можно перенести даже в руках.
Впервые в истории мореплавания Тихий океан был пересечен на надувном парусном судне: маршрут протяженностью 14 тысяч морских миль (непосредственно тихоокеанская часть) прошел через Галапагосские острова, Полинезию, Меланезию — и уже большую часть Индонезии.
"Тихим" этот океан называл Магеллан, который сильно ошибся, — говорит Ковалевский. — Именно в Тихом океане рождается больше всего тайфунов, именно он производит три четверти облаков планеты".
На этом этапе российские путешественники посетили два десятка стран, включая малоизвестные и экзотические островные государства, в некоторых из которых флаг России видели впервые. Команда встречалась с общественностью, рассказывала о России, о которой в этой части света почти ничего не знают. Во многих государствах команду принимали их первые лица — президенты, премьер-министры, монархи, губернаторы.
Прелести кругосветки под парусом
Маршрут экспедиции сибиряки прокладывали на свой страх и риск, а из средств навигации путешественники используют GPS. На борту есть спутниковый телефон, который применяется, в основном, для связи с Россией, и коротковолновые рации для общения проходящими поблизости судами
"Нас не раз один принимали за пиратов, и однажды у берегов Омана чуть даже не расстреляли из пулемета. На Андаманских островах на полдня взяли в плен до выяснения дела, но всегда удавалось быстро объясниться с пограничниками", — рассказывает Ковалевский.
Это при том, что из всего финишного состава экипажа только он владеет иностранными языками — английским и испанским. "Капитан Кулик при разговоре с местным населением обходится набором из десяти английских слов, однако его харизмы и мастерского владения языком жестов всегда хватает для решения возникающих в плавании проблем", — добавляет собеседник агентства.
Одной из главных проблем является обеспечение экипажа питьевой водой, продолжает он. Если с пищей ситуация нормальная, так как спонсором путешествия стала одна из компаний по производству сухого питания, то воду каждый раз приходится брать с собой — и ясно, что это возможно лишь в очень ограниченных количествах.
"Мы было вмонтировали в надувные секции катамарана дополнительные емкости с пресной водой, но они себя не оправдали, — говорит путешественник. — Во-первых, такая вода быстро портится, и пить ее становится невозможно, хотя для бытовых нужд кое-как еще годится. Но, главное, одна емкость порвалась, а вторая тоже перестала работать".
Катамаран обычно берет в портах захода до полутонны питьевой воды – покупаем в магазинах обычную воду в пластиковых бутылках 1,5 литра, 3 литра, 5 литров.
"Бывали ситуации, когда вода заканчивалась – и тогда вводили режим экономии, собирали дождевую воду", — рассказывает Ковалевский. Площадь одного лишь наиболее часто используемого паруса (грота) катамарана — 28 квадратных метров (остальные — 10, 20 и 50), уточняет он, так что собрать ведро воды в сильный дождь не столь уж и сложно — главное — такого дождя дождаться.
Главная же проблема, по мнению собеседника агентства, психологическая.
"Дело не в том, что состав экипажа часто менялся, — заключает он. — Самое тяжелое в длительной экспедиции — это психологическая школа, когда месяцами приходится терпеть друг друга, живя при этом в одной палатке".
"Находясь на катамаране в такой кругосветке в безбрежном океане, иногда наступает такое безысходное отчаяние, что плакать хочется. Но когда есть что-то, что тебя связывает с родной землей, и ты знаешь, что тебя там любят и ждут… Вот у меня — кролик, он со мной живет, и когда мне плохо, я беру его с собой в спальник".
А у жены Евгения Жанны прилетевший на Бали встретиться с путешественником, в Сибири живет друг Кролика — Поросенок. По словам этой пары, их игрушечные друзья общаются между собой через тысячи километров…