МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Буровая техника появилась в Хибинских горах в районе Умбозерского перевала для проведения инженерных изысканий с целью проектирования дороги по территории планируемого национального парка "Хибины" в Мурманской области; заказчик изысканий - ЗАО "СЗФК" заявляет о готовности взаимодействовать с природоохранными организациями при подготовке технического задания на проведение изысканий.
"В Хибинах в районе Умбозерского перевала появилась буровая техника для проведения инженерных изысканий для проектирования дороги от месторождения Партомчорр к горно-обогатительному комбинату Олений Ручей. Проектирование проводится по тому самому варианту, который исключает создание национального парка "Хибины" - через наиболее сохранившуюся восточную часть Хибинского горного массива", - сообщил РИА Новости эксперт Кольского экологического центра Михаил Рыжов.
Между тем, как сообщает на своем сайте "Северо-Западная фосфорная компания" (СЗФК), решение о начале изысканий для строительства дороги для транспортировки мелкодробленой руды с месторождения Партомчорр на горно-обогатительный комбинат "Олений ручей" на территории планируемого к созданию национального парка "Хибины" было принято еще в июле.
"По итогам сравнения большинством членов рабочей комиссии и приглашенных ученых предпочтение было отдано четвертому варианту транспортировки (по Умбозерскому перевалу, через будущий нацпарк - ред.). Кроме того, наличие действующей более 50 лет геологической дороги по данному варианту трассировки сможет значительно минимизировать экологические последствия ее прокладки", - считают в СЗФК, добавив, что готовы "в местах миграции животных и насекомых строить специальные мосты".
Экологи против
Между тем, представители экологических организаций, входящие в состав рабочей группы, созданной при правительстве Мурманской области, категорически против начала изысканий по одному варианту.
"Мы настаиваем на комплексном и детальном рассмотрении и сравнении всех вариантов транспортировки руды, считаем, что не может промышленная дорога, по которой перевозят руду, выполнять, как сказано в сообщении СЗФК, "функции охраны природы, рекреационные и просветительские", сколько бы мостов для перехода животных и насекомых на ней ни соорудили", - считают в Кольском экологическом центре.
Именно Умбозерский перевал, где начались изыскания, как считает Институт промышленной экологии Севера, должен стать особо охраняемым ядром будущего национального парка, чтобы компенсировать негативное воздействие на экосистемы от разработки месторождения "Партомчорра".
Дорога или нацпарк?
Как ранее заявляли представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, прокладка дороги даже в непосредственной близости от зарезервированных территорий может привести к гибели экосистемы, после чего создание нацпарка на этих землях станет невозможным. При этом экологическая организация оговаривается, что не выступает против освоения месторождения и приветствует заявления СЗФК о готовности осуществлять его на экологически ответственных началах.
"Если дорога пойдет по варианту СЗФК, то она пройдет по очень ценному в природоохранном отношении участку Хибин и разрежет экосистему на два участка. Будут уничтожены места обитания видов, занесенных в федеральную Красную книгу. Речь идет об уникальном северном цветке, который встречается только в Хибинах - маке лапландском, а также о мохообразных и лишайниках. Кроме того, компактная экосистема Хибин при разделении дорогой начнет деградировать, виды начинают исчезать", - считает председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров.
В свою очередь Минприроды России, которому подчинено Федеральное агентство по недропользованию, в апреле заявило о недопустимости прокладки дорог по территории будущего нацпарка и о готовности ускорить работы по его созданию.
Хибинские горы являются самым легкодоступным горным районом для жителей европейской части России, благодаря чему, по экспертным оценкам, в горах ежегодно бывает по 40-50 тысяч туристов (без учета посетителей горнолыжных комплексов) из разных регионов России и других стран. Этот показатель недостижим для большинства давно действующих национальных парков России, расположенных, в основном, в труднодоступных районах страны.