МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Интерес российского и китайского бизнеса взаимен и связан не только с поставками в Поднебесную нефти и газа. КНР может предложить РФ свой огромный рынок, технологии и сельхозтовары, а Россия — самолеты и IT-разработки. Однако и те и другие боятся работать в странах, тонкости ведения дел и традиции которых для них чужды.
Опасения предпринимателей часто связаны с недостатком информации, что создает благоприятные условия для мошенников. Российское торгпредство работает над устранением этих пробелов, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Груздев.
Власти РФ заявили о "развороте" на Восток на фоне ухудшения отношений с Западом, хотя чиновники неоднократно подчеркивали, что смена "географии" естественна и давно назрела, а азиатские рынки не заменят европейские. Но многие страны, которые не присоединились к санкциям против России, среди которых и Китай, готовы не только занять освободившуюся нишу на нашем рынке, но вытеснить традиционных поставщиков.
"Это не "якобы", а вполне реальный и уверенно возрастающий интерес. Действительно, ТЭК по-прежнему доминирует в наших торгово-экономических отношениях, но, вместе с тем, имеются достаточно серьезные проекты и в других областях", — сказал Груздев в интервью РИА Новости.
Уже реализуются проекты в области автомобилестроения, в лесопромышленном комплексе, в строительном секторе, горнодобывающей промышленности, в сфере транспортной инфраструктуры.
Опасения и риски
Торгпред перечислил ряд факторов, тормозящих процесс. Например, руководители китайских компаний опасаются нестабильной ситуации в РФ в сфере правового регулирования и защиты инвесторов, однако торгпредство старается убедить их в обратном.
"Опасения китайских инвесторов во многом обусловлены недостатком объективной информации. Мы регулярно проводим встречи с местными деловыми кругами, рассказываем о современных условиях и правилах ведения бизнеса в России, а также о тех возможностях, которые открываются для зарубежных инвесторов", — сказал он.
Китайских предпринимателей также волнуют вопросы регистрации бизнеса, налогообложения, поиска надежных и профессиональных партнеров. Эта ситуация абсолютно зеркальна — российские компании зачастую также не владеют тонкостями ведения бизнеса в Китае, особенно это касается малого и среднего бизнеса.
"В торгпредство регулярно поступают жалобы от компаний, российских и китайских, на недобросовестных контрагентов. Стоит оговориться: порой предприниматели сами создают условия для мошеннических действий, не только подбирая поставщиков через интернет, но и заключая контракты посредством электронной почты или факса, не обременяя себя всесторонней проверкой благонадежности своего партнера", — пояснил Груздев.
Поэтому сейчас торгпредство создает базу данных надежных поставщиков и передает информацию заинтересованным российским и китайским компаниям.
Привлекательный IT-масштаб
Китайский рынок заманчив для России, в первую очередь, своими масштабами — это более 1,3 миллиарда потребителей. Темпы роста экономики Китая превышают 7% в год, растет благосостояние населения, внутреннее потребление а, следовательно, и требования к качеству и разнообразию товаров.
"На мой взгляд, особенно интересно российским компаниям может быть сотрудничество с Китаем в высоких технологиях. Китай обладает большим опытом по внедрению и коммерциализации современных технологий, а у России — очень хороший задел в области научных разработок и фундаментальных исследований", — считает Груздев.
Объединение усилий может создать основу для разработки совместных продуктов и продвижения их, в том числе, на рынки третьих стран. "Насколько мне известно, в последнее время "Роснано" и "Сколково" значительно активизировали контакты с китайскими коллегами. Не исключается возможность создания совместных российско-китайских фондов для финансирования инновационных проектов", — добавил он.
Есть перспективы и по совместным разработкам "железа", программного обеспечения, взаимодействие в области информационной безопасности.
"Еще одно направление — суперкомпьютеры. Китай активно работает над созданием собственной системы, полностью автономной от западных технологий среды", — сказал Груздев. Серьезно продвинулся Китай и в разработке процессоров, серверов, операционных систем и прикладного программного обеспечения, часть оборудования уже поставляется в Россию.
Китайский расчет
По итогам прошлого года 7% торговых операций между российскими и китайскими компаниями производились в национальных валютах, а в приграничных районах — 18%. "В этом году наблюдается положительная динамика. Актуальность использования рубля и юаня во взаимных расчетах возрастет в текущей геополитической ситуации, позволяя снизить зависимость двусторонней торговли от валют третьих стран", — отметил торгпред.
Банковское сообщество активно подключается к обслуживанию таких операций. Между ведущими банками двух стран установлены корреспондентские отношения, прямые корреспондентские счета имеют более 60 российских и 20 китайских банков.
Недавно между Россией и Китаем было заключено соглашение о валютных свопах объемом в 150 миллиардов юаней. В случае необходимости оно позволит в сжатые сроки получить доступ к ликвидности в валюте одной из стран. Договор о взаиморасчетах в национальных валютах уже действует, пара рубль-юань торгуются на Московской бирже.
"Таким образом, необходимая инфраструктура уже создана, ее нужно только развивать и популяризировать соответствующие финансовые услуги. Пока еще многие экспортеры и импортеры не осведомлены о том, как работает этот механизм, какие он дает выгоды. Здесь еще предстоит работа и на уровне правительства, и самих банков", — пояснил Груздев.
Малый и средний бизнес уже начал использовать эти возможности. По крупным проектам также рассматривается возможность перехода на национальные валюты, по целому ряду сделок идет соответствующая экспертная работа, добавил собеседник агентства.
Аграрный карт бланш
Китайские аграрии традиционно поставляют в Россию фрукты, овощи и рыбу. "Есть большая заинтересованность в мясной продукции. Недавно Россельхознадзор разрешил двум крупным китайским производителям с севера-востока Китая поставлять в Россию мясо при соблюдении определенных условий. Сейчас ведется работа по инспекции еще нескольких предприятий", — поделился Груздев.
Пока между Россией и Китаем существует ряд барьеров в торговле сельхозпродукцией — очень многие товарные позиции взаимно закрыты, но Россельхознадзор во взаимодействии с китайскими коллегами активизировал работу по анализу ситуации и устранению избыточных ограничений, особенно там, где они носят технический характер.
"Зачастую были сложности в правильном оформлении необходимых документов для начала процедуры допуска на рынок. Сейчас эти требования уточнены, ведется активная работа по целому ряду позиций. Поэтому я надеюсь, что скоро мы услышим о договоренностях по взаимному открытию рынка для новой продукции", — предположил торгпред.
На прошлой неделе контролирующие органы России и Китая уже согласовали условия поставок российского зерна, экспорт может начаться в ближайшее время.
Высокоскоростная инфраструктура
Помимо заинтересованности в проекте по возведению высокоскоростной магистрали "Москва-Казань", китайские компании хотят участвовать в строительстве шоссейных дорог, мостов на территории России, особенно на Дальнем Востоке.
"Причем китайские компании готовы предоставлять как услуги по проектированию и строительству объектов инфраструктуры, так и по последующему управлению проектом на условиях концессии. Есть и компании, которые готовы выступать инвесторами таких проектов", — сказал Груздев.
Еще одно направление — это жилищное строительство, в том числе программа "Доступное жилье", которая реализуется в России. Китаю есть, что предложить в этой области.
Высший пилотаж
Амбициозные планы имеют Россия и Китай в авиастроении. По задумке, российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет должен составить конкуренцию мировым гигантам Boeing и Airbus — сейчас идет глубокая стадия проработки этого проекта, подготовлен бизнес-план.
"Ведутся предметные консультации относительно того, что каждая из сторон может привнести в этот проект, как будут распределяться участие и ответственность между сторонами. Обозначены вероятные сроки вывода нового продукта на рынок — середина двадцатых годов", — уточнил торгпред.
По строительству "тяжелого" вертолета также уже не первый год ведутся активные консультации. Такие проекты требуют всесторонней проработки, так как речь идет не только о серьезных капиталовложениях, но и необходимости обеспечить гарантированный сбыт на рынке.
"Важно найти такие передовые технологические решения, чтобы самолет или вертолет не потерял своих конкурентных преимуществ на стадии разработки. Именно с этим связан столь длительный период консультаций", — напомнил Груздев.
Еще один проект касается региональной авиации. "Мы заинтересованы в продвижении самолета Sukhoi Superjet 100 на китайский рынок. Несмотря на то, что в Китае есть собственная программа разработки похожего по пассажировместимости и техническим характеристикам самолета, тем не менее, китайский рынок настолько велик, что эти два самолета вполне могут на нем уживаться", — уверен он.
Китайские региональные перевозчики проявляют определенный интерес к российской машине. "Я не исключаю, что наш российский самолет может появиться в обозримом будущем на китайских авиарейсах", — полагает Груздев. Вряд ли это произойдет раньше чем через год, так как необходимо провести серьезную маркетинговую работу, решить вопросы сертификации, послепродажного обслуживания, подготовки экипажей.
"Не стоит забывать, что это и коммерческие переговоры, здесь вопрос цены очень важен, но мне кажется, что все шансы на успех есть", — заключил торгпред.