ЖУКОВСКИЙ, (Московская область), 31 авг — РИА Новости, Анна Юдина. Военными летчиками становятся далеко не сразу; каждый из асов авиации когда-то в мальчишеском возрасте начинал свой нелегкий путь в небо. Были и рывки штурвала, "сваливающие" легкий учебный моноплан, и потемнения в глазах, и неуверенность в действиях. Молодых, неопытных летчиков невозможно сразу научить пилотировать сверхманевренные истребители, да и проверку высотой выдерживают далеко не все. Для этого и создаются учебно-тренировочные самолеты, которые не могут похвастаться большой силой и размерами, зато выносливы, устойчивы и надежны. Корреспондент РИА Новости на авиасалоне МАКС-2013 познакомился с тремя наиболее примечательными крылатыми машинами, которые уже помогают или будут помогать расти будущим покорителям небес.
Знаменитый "Китенок"
"Китенок" (МАИ-223) — это самолет, действительно немного похожий формой фюзеляжа (корпуса) на кита: у него округлая аккуратная кабина на небольших шасси, плавно "перетекающая" в узкий хвост. В нем всего 540 килограммов взлетного веса, один винт, один моторчик на 100 лошадиных сил, зато два кресла — одно для курсанта, второе для инструктора — и спаренное управление.
— Управлять им очень просто. "Китенок" хорош именно как учебная "парта" для начищающего пилота. Ведь в авиационных училищах курсанты сразу же начинают летать на дорогих реактивных машинах, а еще неизвестно, смогут ли они вообще летать, есть ли у них талант к этому делу. Потом, есть такие случаи, что человека списывают по здоровью. А керосина он уже пожег на занятиях… Поэтому для первоначального обучения нужны именно такие аппараты — они дешевы и прощают ошибки в пилотировании. Взлет, посадка, управление ими — как летная азбука, — рассказывает ведущий конструктор МАИ Алексей Бородуля.
Материал, из которого сделан "Китенок", — стеклопластик, силовой каркас из дюралюминия, а крыло обтянуто специальной тканью. Он разработан и производится в МАИ, пока изготовлено только четыре опытных экземпляра.
Двигатель у самолета австрийский и работает на обычном автомобильном бензине. Также используются обычные смазочные материалы.
— Честно говоря, австрийский — лучший двигатель в мире. К сожалению, для малой авиации в России двигателей практически нет, потому что в Советском Союзе все силы были брошены на создание больших мощных самолетов — как военных, так и гражданских, а малой авиацией практически не занимались. В первую очередь, этот самолет пригодится для обучения. И потом, из него можно сделать легкий беспилотник — убрать все лишнее, использовать аппаратуру и корпус, —рассказывает Бородуля.
"Китенок" может брать до четырех тысяч метров высоты, но смысла в таком полете нет. Обычно он летает на высоте 300-400 метров. В России небо открыто для авиации общего пользования как раз на таком уровне, и на нем можно летать без заявок. Единственное условие — обходить места, где летать нельзя, — например, пространства над городами или военными объектами.
— Вообще, если останавливается двигатель, у этого самолета очень простая посадка, он хорошо планирует. В программе обучения есть посадка с выключенным двигателем, как планера. Кроме того, у нас разработан комплект документации на системы спасения, которые ставятся в район крыла. Выстреливается парашют, и самолет опускается на нем, — объясняет инженер.
Высший пилотаж "Китенку" также подвластен: он терпит перегрузки от минус трех до плюс 6 g. Единственное, на что пока не испытали его создатели, так это на штопор.
— Обязательно будем испытывать, когда поставим противоштопорный парашют. После этого можно будет показывать пилотаж со штопором. Наверное, в следующем году будем испытывать. Мы готовы выполнять фигуры высшего пилотажа. Это "бочка", "петля Нестерова", разворот на "горке", боевой разворот, виражи с большими углами крена, "восьмерки", — подытоживает Бородуля.
Уже прощаясь, мой собеседник признается, что предыдущая модель семейства самолетов МАИ, "Авиатика-890", похожа на мотоцикл — шумная и не требующая сноровки в управлении. А вот "Китенок" похож на хороший автомобиль — тихий, спокойный и повинуется каждому движению руки пилота.
Кстати, и "Авиатика", и "Китенок" участвуют в летной программе МАКСА.
Резвый "конь" авиации
На общей статической стоянке самолетов, рядом с огромным самолетом связи А-50 примостился светло-зеленый турбовинтовой самолетик с красным конем, нарисованным на фюзеляже. Это "Рысачок", лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт, спроектированный фирмой "Техноавиа" и производящийся на самарском предприятии ЦСКБ-Прогресс при поддержке Роскосмоса.
Свое забавное имя "Рысачок" получил с легкой руки главного конструктора — Вячеслава Кондратьева, рассказывает заместитель генерального конструктора "Прогресса" Евгений Штанько.
— Самолет хороший, кабина удобная, шасси крепкое, способно работать на грунтовых полосах. Взлетный вес у него от 6 до 7,2 тонн. В проекте мы запустили партию, где есть 16-местный, с удлиненным фюзеляжем. Диапазон эксплуатационных температур — от плюс 50 до минус 50 градусов по Цельсию, высоты — до трех километров, перечисляет Штанько.
У "Рысачка" компактный салон на десять мест, с удобными мягкими креслами и широкими иллюминаторами. Он предназначен скорее для обучения гражданских специалистов, но военные им тоже интересуются — прежде всего как учебным самолетом для летчиков военно-транспортной авиации.
— Приборные панели, штурвалы "Рысачка", его кабина дают молодым летчикам привыкнуть к обращению с турбовинтовыми самолетами, учат, как работать в случае отказа одного из двигателей. Он может даже взлетать на одном двигателе, — с гордостью констатирует Штанько. — Минобороны хочет пробовать этот самолет в качестве поисково-разведывательного, патрульного и, разумеется, учебного. Мы выходили на них, и ответ есть. В ближайшее время самолет будет опробован в 929 Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) в Ахтубинске, и будет написано техзадание на самолет для ВВС РФ. Думаю, в конце этого года военные его посмотрят и дадут свою оценку.
Для службы в ВВС РФ "Рысачок" может быть оснащен локатором бокового обзора, который будет установлен в контейнере под фюзеляжем, оптико-электронной системой обнаружения и указания координат цели или объекта. После этого он сможет собирать необходимую информацию и передавать ее по радиоканалу на землю. При необходимости на него можно установить даже какое-то легкое вооружение.
— Правда, двигатели — опять зарубежные, на сей раз чешские, потому что и для такого класса авиации хороших отечественных движков нет, — сетует Штанько. — В этом плане есть надежда — московский моторостроительный завод "Салют" делает собственную инициативную разработку по техзаданию конструктора самолета. Двигатель ТВ-500 мощностью 630 лошадиных сил. Уже в хорошей стадии находится, они буквально за собственные деньги и на энтузиазме делают, и если все будет благополучно, то они его к концу 2014 года тоже сертифицируют.
Конкуренция среди самолетов малой авиации высокая, признают инженеры "Прогресса". Однако, самое главное — всем нужен надежный отечественный самолет, потому что эксплуататоры замучились с импортными комплектующими из-за дороговизны и трудности их получения.
Переход к высшему пилотажу
В один из дней авиасалона красно-белая звезда летной программы МАКСа заинтересовала украинских военных, и Як-130 стал одним из немногих экспонатов, который после отработанных показательных полетов взял на борт не журналистов, а профессионального летчика ВВС Украины.
Однако подробностей своего визита и впечатлений от Яка украинский гость не раскрыл. Пилотировал вместе с ним флагман группы летчиков-испытателей ОКБ Яковлева герой России Роман Таскаев. После тщательной предстартовой подготовки Як снова вырулил на взлетно-посадочную полосу. Полет длился около часа, завершился спокойным приземлением и, судя по довольным лицам и рукопожатиям пилотов, понравился им обоим.
Впрочем, представителя журналистского сообщества Як-130 тоже успел "покатать" — известный тележурналист Михаил Леонтьев на МАКСе побывал в роли молодого летчика и также поднялся в воздух над Жуковским.