МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Следственный комитет (СК) России, во вторник отмечающий вторую годовщину создания в качестве самостоятельного ведомства, встречает свой первый "день рождения" на фоне слухов о создании единого органа следствия в РФ; тем самым к СК могут попасть самые резонансные и особо тяжкие преступления — пока же их расследование рассредоточено между рядом структур.
СК как самостоятельное ведомство был создан ровно два года назад, 15 января 2011 года, выделившись из состава Генпрокуратуры. В целом же, он существует в том или ином виде с 2007 года, со времени масштабной реформы правоохранительной системы России, в соответствии с которой следственные функции Генпрокуратуры были выделены в отдельное подразделение, а прокуроры занялись, прежде всего, вопросами надзора.
В настоящее время СК не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. Возглавляет это ключевое во всей правоохранительной системе России ведомство Александр Бастрыкин.
Следователи СК занимаются расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, однако не исключено, что полномочия сотрудников комитета расширятся, поскольку в обществе не утихают разговоры о создании единого органа следствия. Сейчас, помимо СК, существуют следственный департамент МВД России и следственные управления в структуре других силовых структур, в том числе ФСКН.
"Время настало"
Идея создания единого СК обсуждается уже не первый год; СМИ даже посчитали, сколько этот процесс может стоить — на первоначальном этапе потребует около 98 миллиардов рублей.
Президент России Владимир Путин, когда его спросили о создании единого следственного органа, отметил, что перед этим необходимо решить целый ряд вопросов, нельзя перегрузить такое ведомство делами, от которых оно "захлебнется".
В поддержку инициативы публично выступил лишь глава ФСКН Виктор Иванов; министр внутренних дел Владимир Колокольцев сообщил, что вопрос находится в стадии обсуждения и говорить о создании единого СК пока рано. Главы остальных ведомств, в том числе Бастрыкин, пока эту информацию не комментировали.
В целом, большинство наблюдателей согласны, что создание единого СК пошло бы на пользу государству, однако расходятся во мнениях относительно путей реализации и сроков этой реформы.
К числу сторонников создания единого СК относится и глава комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена.
"Я считаю, что такое время настало. Думаю, что органы дознания должны существовать отдельно, а все остальные тяжкие и особо тяжкие преступления должны находиться и расследоваться в едином СК", — сказал он РИА Новости.
Однако, по его словам, необходимо подумать и о надзорном органе. "Нужно создавать единый СК, но нужен и абсолютно независимый единый орган надзора. Надзорное ведомство не должно быть заинтересовано в украшении данных, отстаивании корпоративных интересов", — отметил собеседник агентства.
На сегодняшний день, по его мнению, в рамках СК существует процессуальный контроль, "это неплохо, но в итоге сводится к тому, что все сосредоточено в одном ведомстве".
Надзорным ведомством, которое следит за состоянием законности в других структурах, сейчас является Генпрокуратура.
Кучерена также счел необходимым, чтобы следователи "трепетно" относились к людям, попадающим в статус подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам. "Конечно, разные подозреваемые и обвиняемые бывают, но важно, чтобы следователи исходили из принципов "пока вина не доказана — человек не преступник"", — отметил он.
"Категорическим сторонником" создания единого СК назвал себя в интервью "Российской газете" и генпрокурор Юрий Чайка. По его словам, в этом направлении, "по сути, мы двигаемся".
"Но и сейчас я не вижу никаких кардинальных препятствий для нашего конструктивного сотрудничества со Следственным комитетом", — отметил он.
"Самые страшные преступления"
Даже в нынешней компоновке правоохранительной системы СК особое внимание уделяет преступлениям против детей, считая их одним из самых общественно опасных. В частности, ярым борцом с педофилией является лично глава СК Александр Бастрыкин — к примеру, с подачи его ведомства был принят закон о химической кастрации осужденных за педофилию.
Бастрыкин не раз обращал внимание общественности, что преступления против детей стали небывало жестокими.
"Самые страшные преступления — против детей. Я очень по эмоциональному состоянию страдаю от этой проблемы, когда происходят преступления против детей. К сожалению, их количество растет. Самое главное, они приобрели какую-то небывалую жестокость", — говорил он.
Теперь следствие вышло с новой инициативой — запретить распространение в СМИ сведений о личности несовершеннолетних, пострадавших от преступлений.
Законопроект, направленный на совершенствование процессуального статуса потерпевших в уголовном судопроизводстве, уже внесен на рассмотрение в Госдуму.
В проекте документа детально регламентированы особенности проведения допроса и иных следственных действий с участием несовершеннолетних и установлен запрет на распространение в СМИ сведений, указывающих на личность несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.