21 декабря 2009 года декабря исполнилось 70 лет с официальной даты основания судостроительного завода "Севмаш" – главной верфи российских АПЛ.
ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" – крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 гектаров объединяет в своей структуре более 100 подразделений.
Учредителем объединения является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Генеральный директор - Николай Калистратов.
ОАО "ПО "Севмаш" расположен на берегу Никольского рукава устья Северной Двины, имеющего прямой выход в Белое море. Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки первого корабля, линкора "Советская Белоруссия".
В годы Великой Отечественной войны строительство завода было приостановлено. Коллектив обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и техническое состояние транспортов союзников. В военные годы было отремонтировано 139 кораблей и судов, освоен выпуск башенных артиллерийских установок, минно-тральной продукции.
В 1944 году началось восстановление объемов судостроительной программы. К середине 1950-х флоту были переданы 23 больших морских охотника, два крейсера, 20 эсминцев, более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта).
Первый опыт подводного кораблестроения завод получил еще в годы войны, достраивая совместно с Балтийским заводом две подводные лодки серии Л–XIII–38. К серийной постройке подводных лодок предприятие приступило в начале 50-х годов прошлого века. 14 мая 1954 года в стапельном цехе 50 была заложена головная дизель–электрическая подводная лодка проекта 611. В развитие серии 11 сентября 1955 года ВМФ была передана модифицированная подводная лодка проекта В611 – первая подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. К концу 1961 года предприятие завершило строительство серии подводных ракетоносцев проекта 629А, которые стали весомым аргументом в развернувшейся гонке морских стратегических вооружений. До 1962 года завод передал ВМФ 33 ДЭПЛ.
24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе была заложена первая советская подводная лодка с атомной энергетической установкой. 17 декабря 1958 года головной корабль проекта 627, получивший тактический номер К-3, был принят в опытную эксплуатацию. В 1967 году ВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А с 16 баллистическими ракетами на борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца, благодаря чему был достигнут паритет с США по морской составляющей ядерных сил.
В 1972–1990 годах было построено 60 АПЛ 4-х модификаций – проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Несколько модернизаций прошел и ракетный комплекс. В 1969 году на "Севмаше" была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.
В середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности "Севмаша" были удвоены, возведен крупнейший в России эллинг. В 1980 году в новом цехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами.
В 1981 году ВМФ был передан головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный 20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводный ракетоносец занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самая большая подводная лодка в мире.
По проекту 941 на предприятии было построено 6 кораблей. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 2001 году завершена постройка серии многоцелевых АПЛ проекта 971, в создании которых внедрены последние достижения в снижении шумности и повышении скрытности подводных лодок. К настоящему времени завод передал ВМФ 128 атомных подводных лодок.
После распада СССР "Севмаш" остался единственной верфью, осуществляющей строительство атомных подводных лодок для ВМФ России.
В 1993 году на "Севмаше" была заложена первая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 "Северодвинск". Ожидается, что подлодка войдет в боевой состав ВМФ в 2010–2011 годах.
С 1996 года на "Севмаше" строилась атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" проекта 955, типа "Борей". Этот корабль должен быть оснащен стратегическим ракетным комплексом "Булава–М" с ядерными блоками индивидуального наведения, способными поражать цели на расстоянии до восьми тысяч километров.
Головной атомный подводный ракетоносец четвертого поколения "Юрий Долгорукий" был выведен из эллинга 15 апреля 2007 года. В 2009 году проводились его испытания.
24 июля 2009 года на "Севмаше" была заложена вторая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) четвертого поколения проекта 885 (шифр "Ясень–М") "Казань".
В 2009 году главное командование ВМФ России приняло решение о строительстве с 2011 года ежегодно по одной атомной подводной лодке.
На стапеле "Севмаша" строятся серийные корабли "Александр Невский" (заложен в 2004 году) и "Владимир Мономах" (заложен в 2006 году). Строительство должно завершиться в течение ближайших трех лет. Субмарины данного проекта станут основой морских стратегических ядерных сил России в XXI веке.
Предприятие развивает военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами. В 2003–2005 годах для ВМС Китая были построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636. Для индийских ВМС по межправительственному соглашению переоборудуется в современный авианосец бывший российский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков". Корабль будет оснащен авиакрылом российского производства (срок сдачи 2012–2013 гг.).
"Севмаш" является ведущим промышленным предприятием Архангельской области и градообразующим для города Северодвинска. На предприятии работает более 25 тысяч человек.
Высокие технологии, заложенные при строительстве атомного подводного флота, эффективно используются в гражданском секторе производства. В последние пятнадцать лет освоено производство высокотехнологичной гражданской продукции, и, прежде всего, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Для "Севмаша" создание морской техники для освоения шельфовых месторождений Арктики является приоритетом в выпуске гражданской продукции.
В 1996 году Указом президента России "Севмаш" как базовое предприятие Государственного российского центра атомного судостроения был определен генеральным подрядчиком по созданию морских нефтегазовых сооружений.
Интеграция в нефтегазовую индустрию обусловлена и выгодным географическим положением предприятия: прямой выход в Белое море, близость к месторождениям Арктики.
По заказу ОАО "Газпром" строится морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная" для разработки нефтяного месторождения в Печорском море. Уникальность ее в том, что платформа будет работать в тяжелых ледовых условиях при температуре воздуха до минус 50°С.
В сентябре 2007 года компании Moss Mosvold Platforms AS (Норвегия) передана первая построенная на "Севмаше" морская полупогружная платформа типа MOSS CS-50. В 2008 году зарубежному заказчику была сдана вторая подобная платформа.
В перспективе завод готов к созданию крупных инженерных объектов для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и модулей завода по сжижению природного газа для месторождения полуострова Ямал.
Возобновляемая энергетика – ключевой элемент реализации энергетической стратегии России. В рамках этого направления на "Севмаше" изготовлено оборудование для единственной в стране Кислогубской приливной электростанции. Экспериментальный энергоблок, построенный в 2006 году, оснащен уникальной ортогональной гидротурбиной, которая не меняет направление вращения во время приливов и отливов. В 2007 году энергоблок был отбуксирован к побережью Баренцева моря, установлен на Кислогубской ПЭС и пущен в эксплуатацию. В настоящее время строится энергоблок для Соловецкой гидростанции, начались работы по Кольской и Мезенской ПЭС.
Научно-исследовательский технологический испытательный центра "Севмаша" проводит техническую диагностику, физико-химический анализ, исследование физико-механических свойств материалов, металловедение, неразрушающий контроль. На предприятии существует хорошо отлаженная система технологической подготовки производства, определяющая минимально необходимый состав организационной и технологической документации в обеспечении строительства кораблей, разработана документация, изготовлены и аттестованы стенды для проведения испытаний.
В соответствии с Указом Президента России 1 июня 2008 года предприятие преобразовано из ФГУП в ОАО, а позднее вошло в состав ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта". В свою очередь, эта структура входит в ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".
Предприятие награждалось Орденом трудового Красного Знамени (1963), Орденом Октябрьской революции (1971), трижды Орденом Ленина (1959, 1976, 1984).
В 2006 году предприятию была объявлена благодарность президента России за большой вклад в развитие судостроения и создание новых образцов специальной техники.
В 2008 году ОАО "ПО "Севмаш" вошел в перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников