4 июля 1989 года произошел беспрецедентный случай в боевой авиации – истребитель МиГ-23 совершил беспилотный перелет на расстояние в 900 км.
4 июля 1989 года в 11.21 по московскому времени с аэродрома одной из авиачастей Северной группы советских войск в районе города Колобжега (Польша) поднялся в воздух истребитель МиГ 23М, пилотируемый летчиком 1-го класса и начальником политотдела авиадивизии полковником Николаем Скуридиным.
На 41-й секунде учебного полета над балтийским побережьем Польши на высоте 150 метров летчик обнаружил падение тяги двигателя самолета МиГ-23. Повернув машину к морю, пилот катапультировался.
Перед приземлением Скуридин успел заметить, как истребитель пересек береговую черту и затерялся на фоне волн.
Локаторы потеряли объект, и вылетевшие вслед аварийному МиГу истребители его не обнаружили.
Было решено, что самолет упал в море. Сообщения западных радиостанций о том, что советский МиГ-23 с бортовым номером 29 упал в окрестностях Брюсселя, стали полной неожиданностью для советского военного руководства.
Оставшись без пилота, Миг-23 пролетел еще 900 км.
Согласно данным бортового самописца, через 6 секунд после катапультирования двигатель вдруг начал увеличивать обороты, и самолет продолжил полет с незначительным набором высоты в автоматическом режиме.
Вскоре произошла повторная кратковременная остановка двигателя, а затем вновь его включение на рабочий режим. Четко выполняя команды работающей автоматики, удерживающей самолет строго по курсу и в заданном режиме набора высоты, МиГ достиг предельно допустимого потолка в 12 км и продолжал полет до полной выработки топлива. Самолет совершал полет в полной боевой готовности, т.е. вооруженный 23 мм пушкой с боезапасом в 260 патронов, в том числе была включена система опознавания «Свой – чужой».
Службы ПВО стран Варшавского Договора отнеслись к появлению отметки на экранах радаров спокойно (в тот день проводилось много учебных полетов) – до того момента, пока самолет не вышел к границе ГДР и ФРГ.
В 9 часов 44 минуты по среднеевропейскому времени радары ПВО ФРГ зарегистрировали нарушение воздушной границы летящим на высоте 12 000 м объектом. Он двигался со скоростью 460 км/час. Через полторы минуты с военной базы НАТО подняты два американских истребителя-перехватчика. Еще через 15 минут пилоты доложили, что вошли в визуальный контакт с самолетом противника.
Спустя две минуты на землю поступило сообщение, которое привело в изумление военных специалистов: боевой самолет типа МиГ-23 с советскими военными опознавательными знаками совершал полет без летчика.
Как сообщил представитель НАТО, пилоты американских самолетов получили приказ сопровождать «заблудившийся» МиГ-23.
Военные специалисты НАТО надеялись, что, израсходовав горючее, истребитель упадет в Ла-Манш.
Самолет, по-прежнему удерживаемый в режиме автоматики, летел до полной выработки топлива и после остановки двигателя начал плавное снижение.
В 10 часов 37 минут по среднеевропейскому времени, потеряв скорость, он упал на территории Бельгии – почти плашмя на жилой дом в деревне Кооихем, близ города Кортрейк, в 15 км от бельгийско-французской границы.
В результате падения истребителя погиб один человек – сын хозяина дома, на который упал самолет.
При исследовании причин катастрофы вины пилота обнаружено не было. Двигатель, как оказалось, в течение года пять раз был в ремонте. Однако причину его нестабильной работы комиссия так и не выявила.
Материал подготовлен на основе статьи Муромова И. А. «100 великих авиакатастроф». (М.: Вече, 2003. — С. 376) и открытых источников