Рейтинг@Mail.ru
"Коллекцию!" российских и советских художников подарили Центру Помпиду - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Коллекцию!" российских и советских художников подарили Центру Помпиду

Читать ria.ru в
Проект "Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950 – 2000 гг." стал частью программы Перекрестного года культурного туризма России и Франции. Первые полгода выставка будет размещаться в Центре Помпиду. Часть произведений останется в музее.

ПАРИЖ, 13 сен — РИА Новости, Виктория Иванова. Уникальные картины и инсталляции российских художников второй половины XX века подарила Россия французскому Центру Помпиду.

Подсветка Большого театра после реконструкции. Архивное фото
В Большом театре открылся перекрестный Год туризма России и Франции
Проект "Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950 – 2000 гг." стал частью программы Перекрестного года культурного туризма России и Франции. Первые полгода выставка будет размещаться в стенах Центра Помпиду в Париже. Затем часть произведений останется в музее и войдет в его постоянную экспозицию, а остальные переедут в различные выставочные залы, принадлежащие центру.

"Для нас это очень значимое событие. Вы знаете, что в Центре Помпиду уже есть объемная коллекция российского авангарда — это и Певзнер, и Кандинский, и Малевич. Но, к сожалению, до этого момента у нас не было коллекции российского, советского искусства второй половины XX века. И это при том, что Центр Помпиду одним из первых устраивал выставки таких художников, как Эрик Булатов и Илья Кабаков", — рассказал глава Центра Помпиду Бернар Блистен журналистам.

Чтобы заполнить этот пробел, Блистен обратился за помощью к главе московского Мультимедиа Арт Музея Ольге Свибловой и куратору Центра Помпиду Николя Льючи-Гутникову.

"Для реализации такого проекта нам, конечно, нужны были и интеллектуальные ресурсы, и материальные. И здесь я бы хотел снять шляпу перед вами, русскими: ваше отношение к своей культуре и стало двигателем проекта, позволило ему реализоваться. С самого начала мы встретились с большим количеством художников, коллекционеров, родственников, которые помогли нам создать эту выставку. Вы знаете, у меня такое чувство, что здесь, во Франции, с нашими собственными художниками такой номер бы не прошел", — отметил Блистен.

Своего рода посредником между музеем и владельцами картин выступил благотворительный фонд Потанина, который и подарил произведения искусства Центру Помпиду. Генеральный директор фонда Оксана Орачева рассказала РИА Новости, что этот проект "позволил способствовать включению современного российского искусства в мировой контекст".

"Благодаря проекту появилась возможность представить панорамную историю русского искусства, включить не всегда известных за рубежом — но от этого не менее талантливых – художников в международную ротацию, открыть для широкой публики, по сути, новые имена или придать какие-то дополнительные краски тем, которые уже известны на Западе. И показать нашу культуру в контексте мировой истории искусства", — сказала Орачева.

Как собирали "Коллекцию!"

Алла Манилова. Архив
Алла Манилова: французские шедевры приедут в Музеи Московского Кремля
Ольга Свиблова и Николя Льючи-Гутников работали над проектом целый год: встречались с коллекционерами, ходили по мастерским, отслеживали судьбу картин. За это время в поле их внимания попали несколько сотен работ, однако в финальную коллекцию вошли лишь около 250. Хотя на самом деле одними картинами и инсталляциями "Коллекция!" не ограничивается: посетителям также доступны различные документы и обзоры 40-летней истории современного искусства СССР и России.

"Собирать эту коллекцию было трудно. Почему? Потому что заняться этим надо было 30 лет назад. И при этом надо отметить, что Центр Помпиду был первым музеем, который организовал персональную выставку Эрика Булатова – в 1988 году – и закупил две его работы. Кроме того, в конце 1980-х центр приобрел лучшую, на мой взгляд, работу Ильи Кабакова — "Человек, улетевший в космос"… Чтобы кто-то начал обращать внимание на такие работы, нужен сумасшедший — такой, чтобы камушек бросил, а от него круги по воде. И я бросила камушек, и пошли круги", — рассказала Свиблова журналистам.

"Круги на воде" привели к тому, что Центр Помпиду стал разбирать свои хранилища, в которых обнаружились несколько российских работ, а искусствоведы стали продумывать концепцию будущей коллекции. "Я искала логику и историческую, и выставочную, а центр искал логику связи с тем, что уже у них было. О каждой работе надо было рассказать, составить досье на каждого художника, объяснить, почему он важен", — подчеркнула Свиблова.

Свиблова рассказала, что в итоге договорились о том, что кто-то из трех специалистов: она, Бернар Блистен или Николя Льючи-Гутников — обязательно должны увидеть работу вживую, прежде чем одобрить ее и внести в "Коллекцию!".

"В забитых до предела мастерских на репродукциях нам надо было все это увидеть, создать и показать логику, контурную карту развития этого искусства", — отметила Свиблова.

Теперь в Центре Помпиду есть работы не только Булатова и Кабакова, но и Владимира Кошлякова, Дмитрия Пригова, Сергея Бугаева (Африки), Михаила Рошаля-Федорова и еще нескольких десятков советских и российских авторов.

При этом, как подчеркнула Свиблова, "Коллекция!" не может претендовать на полноту, "но может служить первым ориентиром, за которыми последует дальнейшая научная, собирательская, выставочная работа".

О том, что работа над "Коллекцией!" продолжится, говорит и Бернар Блистен.

"Это ни в коем случае не завершение. Я надеюсь, что мы будем на связи с художниками, с интеллектуалами, которые позволят нам осмыслить дальнейшее развитие проекта. Так что все только начинается", — сказал он.

Торжественное открытие "Коллекции!" пройдет во вторник, а уже на следующий день насладиться выставкой смогут все желающие.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала