МОСКВА, 29 мая — РИА Новости. Национальной театральной премии и фестивалю "Золотая маска" необходима реформа, которую должно провести само театральное сообщество, считают опрошенные РИА Новости эксперты. При этом они называют самым уязвимым местом награды — экспертный совет и его работу.
Ранее СМИ сообщили, что Независимый профсоюз актеров театра и кино направил министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо с критикой премии и фестиваля "Золотая маска". В обращении высказывается мнение, что премия не имеет права называться "национальной", потому что вручается преимущественно театрам из Санкт-Петербурга и Москвы.
"Золотая маска" — Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства. Президент "Золотой маски" — народный артист России Георгий Тараторкин.
"У любого творческого организма и у любого фестиваля можно найти проблемы. Я у "Золотой Маски" вижу немало проблем, но скандала не вижу. Мне кажется, речь не о том, что какой-нибудь регион представлен, а какой-нибудь — нет. Скорее, есть общая сегодня вообще для страны в целом и для театрального мира в частности проблема экспертизы. Недоверие к экспертизе, практически любой. Здесь, к сожалению, и в "Золотой Маске" я вижу эти проблемы, связанные как раз с отбором спектаклей сначала экспертами, а потом и выбором лауреатов", — сказал РИА Новости театральный критик Григорий Заславский.
По его словам, решить эту проблему необходимо внутри театральной среды: организаторы премии и фестиваля — Союз театральных деятелей и министерство культуры — должны заниматься обсуждением возможного реформирования, ведь театральной премии оно необходимо постоянно, поскольку "театр — особый организм, который если не реформируешь один день, то он уже начинает загнивать на следующий".
Заславский добавил, что, позиция нынешней дирекции кажется ему неконструктивной. "Потому что когда профессионалы из года в год говорят об одних и тех же недостатках, а дирекция довольна всем происходящим, мне кажется, это не на пользу премии, — считает он. — Если само театральное сообщество не начнет эту реформу, то ее проведут другие люди, и это то, что будет не на благо фестиваля".
Согласен с тем, что "Золотая маска" нуждается в реформировании, и ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов. Он рассказал РИА Новости, что последние шесть лет никак не связан с этой премией, а ранее успел побывать и членом жюри, и председателем.
"Любая премия требует реформирования время от времени, вне всякого сомнения. И тут есть один существенный момент: "Золотая маска" в последние годы стала аналогом Государственной премии, потому что раньше — параллельно с "Маской" и другими фестивалями — Госпремия присуждалась раз в год и тоже посезонно, а сейчас, когда есть премия президента, которая вручается не за конкретный театральный сезон, а по совокупности заслуг, нужно быть артистом масштаба Баталова, чтобы получить такую премию", — пояснил он.
Он считает, что при такой значимости премии, необходим более широкий список экспертов-отборщиков и список состава жюри, который должен меняться каждый год. Собеседник агентства отметил, что самое уязвимое в премии — работа экспертного совета, просматривающего спектакли провинциальных театров в записи, хотя запись — "это уже не театр".