МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев стал первым посетителем выставки "Взгляни в глаза войне", открывшейся в четверг в Малом Манеже в Москве. Экспозиция, в работе над которой приняли участие режиссер Павел Лунгин, документалист Елена Якович и архитекторы Евгений и Кирилл Асс, посвящена трагической истории Первой мировой войны.
Всего в выставочном пространстве три зала. Один раскрывает жизнь в последние дни мира накануне войны. Другой представляет собой аллегорию военного госпиталя и повествует о тыле, благотворительности и милосердии. Третий — это символичное представление организаторов о ставке командования и непосредственно поле боя.
Экскурсию для премьера провел директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко. В первом зале он продемонстрировал Медведеву документальные свидетельства (фотографии, дневники, письма и телеграммы), запечатлевшие жизнь России и Европы в последние мирные дни. Среди экспонатов он сделал особый акцент на переписном листе, который император Николай II заполнил за себя и за свою семью. В графе "род занятий" последний монарх написал: "Хозяин земли русской". Мироненко заметил, что это было абсолютной истиной в случае с Александром III, но уже не было правдой по отношению к Николаю II.
Директор Госархива рассказал, что буквально накануне объявления войны кайзер Вильгельм и Николай II обменялись 17 телеграммами, где приводились заверения в дружбе и надежда на сохранение мира. В витрине выставлена последняя из них, где кайзер заверяет русского монарха, что не собирается вступать в войну. Рукой Николая II на ней сделана надпись: "Получена после объявления войны".
Медведев с интересом рассматривал витрины, почитал страницы некоторых дневников и отметил, что написано все "основательно", а у императора Николая II "почерк хороший". "Почерк у всех хороший. Компьютер испортил почерк", — заметил он. "Вот у меня хороший почерк, потому что компьютера тогда не было", — добавил глава правительства, обращаясь уже к министру культуры Владимиру Мединскому.
Каждый зал на экспозиции оборудован интерактивными панелями, где посетители могут более подробно ознакомиться со всеми представленными документами и получить дополнительную информацию, комментарии. Такое техническое решение очень понравилось премьеру, известному своей любовью к различным гаджетам.
Медведев посетил импровизированный кинозал, где в режиме нон-стоп демонстрируются четыре фильма-хроники. Один из них посвящен России накануне Первой мировой войны, другой — Николаю II и канцлеру Вильгельму. Третий фильм рассказывает о предвоенной Европе, а четвертый посвящен роковому выстрелу в Сараево.
Организаторы экспозиции отмечают, что момент убийства эрцгерцога Франца Фердинанда запечатлен достаточно точно. Медведев вместе с вице-премьером Ольгой Голодец провел в кинозале несколько минут и не мог не отметить качество кинопленки столетней давности. "Интересно, — сказал он. — Качество неплохое, похоже, уже оцифровано. Но здорово".
В импровизированном госпитале председатель кабмина сразу отметил интересное дизайнерское решение. Мироненко обратил внимание премьер-министра на семейные фотоальбомы, которые делались членами семьи императора Николая II, прямо в тылу и на полях сражений. Императорская фамилия увлекалась фотографией, при этом царица и царевны работали в госпиталях медсестрами. Александра Федоровна даже сама проводила операции, а Татьяна и Анастасия перевязывали гнойные раны солдатам.
Просматривая альбомы, Медведев сказал, что "это особенно интересно". "Не с пленки сделано, это пластины", — со знанием дела прокомментировал премьер. И тут же сделал небольшой ликбез для главы Минкультуры, объяснив, каким образом работали фотографы в начале ХХ века, еще до того, как была изобретена фотопленка. "Пластина вставлялась, делался снимок, вынималась. (Вставлялась) следующая пластина, — объяснил Медведев. — Это не пленка, это пластина, поэтому качество очень хорошее".
Еще один раздел выставки был посвящен предвоенному искусству. Глава РОСИЗО Зельфира Трегулова рассказала председателю правительства о представленных графических работах Натальи Гончаровой и Ольги Розановой, которые символизируют мир, разрушенный войной. Здесь же экспонируется уникальная картина Василия Васнецова "Архангел Михаил. "Это символическое изображение духовности России, попирающей врагов", — отметила Трегулова.