МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. Оригинальную версию оперы Моцарта "Дон Жуан" представляет московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. В создании постановки участвовал международный коллектив из британца Уильяма Лейси (музыкальный руководитель и дирижер), россиянина Александра Тителя (режиссер) и литовца Адомаса Яцовскиса (художник).
"Дон Жуан" — последнюю оперную премьеру сезона — покажут 10 июня, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Эту оперу Моцарта называют "самой загадочной". Здесь все смешалось — маски, люди, любовь, страсть, холодность, предательство. Автор либретто Лоренцо да Понте и Моцарт сочиняли это произведение для театра Праги, где премьера "Дон Жуана" в 1787 году имела огромный успех. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко эта опера пойдет впервые, а для главного режиссера театра Тителя это первое обращение к "Дон Жуану".
Моцарт на все времена
"Моцарт всегда притягивает к себе. Тем более что я уже ставил "Свадьбу Фигаро" (Моцарт на либретто да Понте) в Москве со студентами и в Турции, в Музыкальном театре в моей постановке идет опера "Так поступают все женщины" (также Моцарт на либретто да Понте). Так что я неизбежно шел к "Дон Жуану", замыкающему этот триптих композитора о мужчинах и женщинах. Триптих, который мог бы иметь подзаголовок "о превратностях и метаморфозах любви", — сказал Титель накануне премьеры.
По словам режиссера, для этой работы все сошлось: принял предложение театра известный английский дирижер Лейси, который уже дирижировал здесь оперой Бриттена "Сон в летнюю ночь", согласился участвовать замечательный литовский художник Яцовскис, и главное — в труппе есть артисты, которые могут исполнить это произведение на хорошем европейском уровне.
"Моцарт современен и сегодня в силу своего знания людей, их слабостей и сильных сторон, в силу своего божественного снисхождения к тому, что он знает о нас", — сказал Титель.
Лейси уже работал с моцартовской партитурой и дирижировал оперой "Дон Жуан" на разных сценах мира.
"Моцарт — как Шекспир. Ты можешь его ставить сколько угодно и каждый раз находить что-то новое. Тем более когда встречаешься с таким режиссером как Титель, с его оригинальной трактовкой и замечательными артистами, каждый из которых внес свою яркую индивидуальность. И вот уже рождается новый, еще неизвестный "Дон Жуан"". Эта опера об отношениях мужчины и женщины, об их месте в этом мире, а значит обо всех нас, поэтому это произведение актуально сегодня и всегда", — сказал Лейси.
По словам дирижера, он с удовольствием работал в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, с его высоко профессиональным оркестром, талантливыми артистами, замечательным режиссером, взгляды которого на эту оперу совпадали с собственными мыслями и ощущениями Лейси. "Здесь все было в любви" — сказал дирижер.
Главные герои
Роли главных героев — Донны Анны и Дона Жуана — исполняют ведущие солисты театра: всемирно известная оперная звезда Хибла Герзмава и Дмитрий Зуев. Герзмава уже пела партию Донны Анны в лондонском "Ковент Гардене" и Венской опере.
"Я с удовольствием пою эту партию везде, но выступление в Москве, в родном театре — всегда по-особому волнительно. Наш спектакль — очень красивый, сильный и по решению, и по исполнителям. Я горжусь тем, что в нашем театре прекрасный европейского уровня состав певцов. Рада всегда встречаться в работе со своим учителем Тителем, с удивительным дирижером Лейси, который привнес в постановку настоящий моцартовский стиль", — сказала Герзмава.
По мнению певицы, Донна Анна — самый сложный персонаж оперы. "В этой красивой, внутренне богатой женщине столько еще нераскрытого, что каждый раз в новой постановке это будет другая Донна Анна", — сказала певица.
Зуев не считает своего героя отрицательным персонажем и во всем оправдывает его. "В нем нет ничего плохого. Этот красивый мужчина просто любит жизнь, женщин, вино. Да, он добивается своего, решает свои вопросы так, как он считает это необходимым в той или иной ситуации", — сказал артист.
В спектакле заняты и известные исполнители, такие как Наталья Петрожицкая и Дмитрий Ульянов, и молодежь, в числе которых недавние выпускницы ГИТИСа Мария Макеева, Дарья Терехова, и студентка третьего курса Инна Клочко.
Лейси и Титель
Известный английский дирижер Уильям Лейси — выпускник Королевского колледжа в Кембридже, чей дирижерский дебют состоялся в 1995 году. В репертуаре Лейси более 50 оперных произведений ХVII —ХХ столетий.
Он дирижировал в таких театрах, как Английская национальная опера, опера Сан-Франциско, Лисео в Барселоне, парижская Опера-комик, Королевская шведская опера, Норвежская национальная опера Национальная опера Вашингтона, Нью-Йорк Сити опера. С 2010 года Лейси — главный дирижер Лейпцигской оперы.
В Москве он впервые выступил в 2012 году, продирижировав премьерными спектаклями оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь".
Титель — выпускник ГИТИСа. С 1980 по 1991 годы он был главным режиссером Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета, а с 1991 года — главный дирижер и художественный руководитель оперной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. На этой сцене он поставил десятки опер на музыку Глинки, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини, Бизе, Прокофьева и Моцарта.
Много постановок Титель создал и в других театрах России и за рубежом — всего 35 спектаклей. В 1991 году поставил в Большом театре оперу Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" и в 2001 — первую редакцию оперы Прокофьева "Игрок". Спектакли Тителя были показаны на фестивалях Эдинбурга (Великобритания), Касселя (Германия), Риги.
Титель — профессор и преподает на факультете музыкального театра в Российском университете театрального искусства ГИТИС.