МОСКВА, 28 янв — РИА Новости, Наталия Курова. Народная артистка России, ведущая актриса Малого театра Людмила Полякова отмечает во вторник 75-летний юбилей — в этот день она выйдет на сцену в спектакле "Дети солнца" Горького, сообщили РИА новости в пресс-службе театра.
Однако сам праздник актриса решила отметить позже, 8 февраля, и выбрала для этого спектакль "Дети Ванюшина" Найденова, роль в котором считает наиболее значительной своей работой за последние годы. После спектакля коллеги и друзья поздравят актрису с днем рождения.
Выпускница театрального училища им. Щепкина до прихода в Малый театр, в труппу которого была принята в 1990 году, 17 лет служила в Московском драматическом театре им. Станиславского. Там она сыграла в культовых постановках того времени — "Продавец дождя", "Первый вариант "Вассы Железновой", в спектакле Васильева "Серсо", который шел на Малой сцене театра на Таганке. И вот уже 24 года Полякова служит в Малом театре, который стал ее домом.
"После окончания училища, когда перед тобой открывался весь мир, а это было время, когда работали такие большие режиссеры, как Андрей Гончаров, Борис Львов-Анохин, Анатолий Эфрос, хотелось все познать, все попробовать, — сказала РИА Новости Полякова. — Поэтому я не сразу осталась в Малом театре, хотя было такое намерение. И кое-что, думаю, удалось за это время сделать такого, что давало надежду, что жизнь уже не пройдет даром".
По словам актрисы, большой удачей для нее была встреча с таким мастером, как Леонид Варпаховский, в спектакле которого "Продавец дождя" она играла. Эта работа, как считает Людмила Петровна, стала для нее определенным трамплином. Потом Андрей Попов привел в театр своих учеников — Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза, и это был "невероятный подъем, настоящий взлет театра Станиславского".
"Мне посчастливилось участвовать в "Первом варианте "Вассы Железновой", в уникальном эксперименте Васильева под названием "Серсо". Это был не просто спектакль, а этап в нашей человеческой жизни. Серсо — это принцип: перебрасывая друг другу эти воланчики, посылать друг другу знаки приветствия и любви. К сожалению, нельзя сказать, что этот принцип главенствует сегодня в нашей жесткой и страшноватой жизни. Но для меня — это главный ориентир, по нему я сверяю свои поступки", — рассказала Полякова.
Репертуару актрисы в Малом за 24 года ее работы, а это произведения Островского, Горького, Достоевского, Гоголя, Грибоедова, можно позавидовать.
"Я конечно, благодарна судьбе. Мое правило — никогда не сетовать и быть благодарной за все, что Бог дал мне, и стараться по возможности сделать все профессионально, на высоком художественном уровне. Так, чтобы и мне принесло это удовлетворение, и людям понравилось. Но все же у меня есть ощущение, что я могла бы сделать гораздо больше", — поделилась Полякова.
![Борис Невзоров - Ванюшин, Людмила Полякова - Арина Ивановна в спектакле «Дети Ванюшина» Борис Невзоров - Ванюшин, Людмила Полякова - Арина Ивановна в спектакле «Дети Ванюшина»](https://cdnn21.img.ria.ru/images/91367/77/913677745_0:0:3456:2442_768x0_80_0_0_a780aff3081b0196f0b767c0bd1bd72d.jpg)
Она отметила, что, к сожалению, не играла в пьесах Чехова. "Только один раз, когда меня пригласил Райхельгауз. Это была роль Полины Андреевны в "Чайке", где у нас был симпатичный дуэт с Львом Дуровым…" — пояснила актриса.
Полякова не считает, что актер должен придерживаться какого-то одного амплуа. Играет он героя или шута, главное — его внутренняя энергия, способность овладеть образом, если это есть, то такому актеру под силу и трагедия, и комедия. И это доказывали такие великие артисты, как Михаил Чехов, и нынешние мастера, такие как Василий Бочкарев.
"Я раньше обижалась, когда мне предлагали комедийные роли, — призналась Полякова. — Мне казалось, что я должна выйти в образе героини в трагедии и сыграть так, чтобы зал плакал потрясенный. Но это юношеские бредни. Сейчас я понимаю, как это здорово — играть в комедии, и с радостью играю комедийные, характерные роли. В числе моих любимых работ: и царица Марфа в "Царе Борисе" — трагическая роль с огромной амплитудой, и характерная — Глафира Фирсовна в спектакле "Последняя жертва".
Полякова много снимается в кино. В числе фильмов с участием актрисы — мощная работа в фильме Ларисы Шепитько "Восхождение". В нем, по словам актрисы, на тему войны она сказала все и поэтому больше не снималась в военных картинах. Также Полякова играла в таких известных фильмах, как "Прощание с Матерой", "Агония", "Комиссар", "Сукины дети", "Бумер". В сериалах: "Михайло Ломоносов", "Хозяйка детского дома", "Доктор Живаго", "Казус Кукоцкого", "Тяжелый песок".
![Людмила Полякова. Каникулы строгого режима Людмила Полякова. Каникулы строгого режима](https://cdnn21.img.ria.ru/images/18232/30/182323097_0:0:0:0_768x0_80_0_0_69ae16036af54c662011e9855dafd104.jpg)
"Но моим приоритетом всегда был и есть театр, — отметила Полякова. — Мой театр-дом, куда я хочу прийти, хочу увидеть родные лица, выйти на сцену, посмотреть в глазки своему дорогому партнеру, понять, чем он дышит, что у него произошло. Это дорого и важно не только для меня, но и для зрителя, который чувствует идущую со сцену волну понимания и тепла. Что я могу сделать своими силами? Что-то оставить в сердце человека. И когда зрители после спектакля подходят и благодарят, то есть надежда, что наш актерский труд не пропал даром".