ВЕНЕЦИЯ, 7 сен — РИА Новости. Победителей юбилейного 70-го Венецианского кинофестиваля объявят в субботу вечером на церемонии закрытия смотра, которая начнется в 19.00 по местному времени (21.00 мск).
На главный приз — статуэтку "Золотого льва" — в этом году претендует 20 совершенно разнообразных картин. Прогнозы давать пока никто не осмеливается, ведь жюри основного конкурса возглавляет классик итальянского кино Бернардо Бертолуччи, создатель фильмов "Конформист", "Последнее танго в Париже", "Двадцатый век", "Мечтатели" и многих других работ, считающихся классикой мирового кинематографа. Вместе с ним судьбу фестивальных наград определяют чилийский режиссер Пабло Ларрейна (Pablo Larrain), французская актриса Вирджини Ледуайен (Virginie Ledoyen), немецкая актриса Мартина Гедек (Martina Gedeck), один из самых знаменитых швейцарских операторов Ренато Барта (Renato Berta), британский режиссер и сценарист Андреа Арнольд (Andrea Arnold), обладатель премии "Оскар" за саундтрек к фильму "Последний император" японский композитор Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), китайский режиссер и актер Цзян Вэнь (Jiang Wen) и американская актриса Кэрри Фишер, наиболее известная по роли принцессы Леи в саге "Звездные войны". Выбор им предстоит нелегкий.
Перед открытием фестиваля Бертолуччи говорил, что ждет от конкурсной программы сюрпризов. Но фильмов, способных вдохновить режиссера, по мнению критиков, в этом году немного. Пожалуй, на роль таких необычных, вдохновляющих картин больше всего подходят "Бродячие псы" (Stray dogs) тайваньского режиссера Цая Минляна и "Жена полицейского" (Die frau des polizisten) немца Филипа Гренинга. Здесь — на Лидо — только они находили своих горячих поклонников и столь же активных противников. Обе картины практически безмолвны и сложны для понимания.
Главный герой ленты Минляна занимается тем, что стоит днями напролет на оживленной улице и держит огромный рекламный щит, предлагающий купить недвижимость в городе. Единственные люди, с которыми он общается — его двое детей. Они вместе едят на улице, чистят зубы и умываются в общественных туалетах, а затем идут спать в заброшенный подвал без электричества и воды. Весь город стал для них свалкой, повсюду бродят псы и где-то очень далеко течет река. Однажды ночью в шторм Цао Кан решает увести своих детей подальше от этого мрачного города. Но бывшая жена героя не позволяет осуществить этот замысел. Главного героя сыграл постоянный актер Минляна Ли Кан-шен (Lee Kang-sheng), без которого, по признанию режиссера, он совсем бы не стал снимать. А роль бывшей жены героя исполняют сразу три актрисы — Лу И-чинг (Lu Yi-ching), Янг Куэй-мэй (Yang Kuei Mei) и Чен Шуай-чуй (Chen Shiang Chyi), что дает повод для разнообразных трактовок картины. "Бродячие псы" могут стать последней работой тайваньского режиссера, который серьезно размышляет над тем, зачем он вообще снимает кино. У Минляна, впрочем, уже есть один "Золотой лев" — за картину "Да здравствует любовь" 1994 года.
Для Филипа Гренинга участие в Венецианском кинофестивале тоже не первое — в 2006 году он возглавлял здесь жюри программы "Горизонты", но в числе лауреатов Мостры его не было. Картина "Жена полицейского" рассказывает историю молодой семьи в немецкой провинции. Муж работает полицейским, жена ведет домашнее хозяйство и заботится о маленькой дочери. Кажется, что эта обычная семья — счастлива, однако жена полицейского регулярно подвергается домашнему насилию. Фильм длится 175 минут и разделен на 59 частей, не имеющих отдельных названий. Каждая из сцен начинается и заканчивается обычными титрами со словами "начало" и "конец". Именно для того, чтобы показать "мозаику повседневных эпизодов", режиссер, по его словам, и выбрал столь необычную структуру повествования, которая не оставила равнодушными многих журналистов и критиков.
Читайте дневники корреспондента РИА Новости в Венеции на сайте проекта Weekend >>
Тем не менее самых громких оваций на фестивале удостоен был фильм британца Стивена Фрирза "Филомена" (Filomena), основанный на описывающей реальные события одноименной книге корреспондента BBC Мартина Сиксмита, который, кстати, долгое время работал в Москве и даже написал несколько книг о политике. Главная героиня фильма — пожилая женщина Филомена Ли, которая в 1952 году в Ирландии в подростковом возрасте родила ребенка. Из-за этого ее отправили в монастырь, а мальчика затем отдали на усыновление в Америку. Следующие пятьдесят лет мать безуспешно искала своего ребенка, не догадываясь, что и мальчик, получивший в приемной семье имя Майкл Хесс и ставший известным республиканцем, также пытался найти ее. Во время поисков Филомена и познакомилась с Мартином Сиксмитом, которому рассказала свою историю. Роль Филомены исполнила актриса Джуди Денч, которой все уже прочат не только Кубок Вольпи, но и номинацию на "Оскар".
Особой конкуренции у Джуди Денч в Венеции и нет — разве что молодые Скарлетт Йоханссон и Миа Васиковска могут посоревноваться с актрисой за награду. И Йоханссон, и Васиковска сыграли в своеобразных роуд-муви и предстали там в несвойственных для себя образах. Первая актриса, перевоплотившись в брюнетку, играет в фильме Джонатана Глейзера "Побудь в моей шкуре" (Under the skin) загадочную инопланетянку, уничтожающую шотландских мужчин. Вторая — волевую путешественницу по австралийским пустыням Робин Дэвидсон в картине Джона Керрана "Тропы" (Tracks).
В мужской номинации конкуренция тоже небольшая. Претендовать на Кубок Вольпи могут Николас Кейдж, сыгравший в мрачной картине Дэвида Гордона Грина "Джо" (Joe) заглавную роль бывшего бандита и одиночки, неожиданно взявшего на попечение подростка из семьи алкоголиков. Или молодой актер Скотт Хейз, исполнивший роль дикаря, социопата и маньяка Лестера Балларда в фильме Джеймса Франко "Дитя божье" (Child of God).
За лучшие режиссерские и актерские работы на Венецианском фестивале призами отмечают операторов, сценаристов и дебютантов. Оказаться в их числе может каждый из участников. Прогнозы тут делать крайне сложно. Так, приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (FIPRESCI) получил фильм 24-летнего канадца Ксавье Долана "Том на ферме" (Tom a la ferme). Эта картина, рассказывающая о молодом гее Томе, который приезжает из большого города в деревню на похороны своего партнера и сталкивается с полным непониманием своего образа жизни со стороны семьи покойного, вполне может оказаться и в числе обладателей главных наград фестиваля.
Своих победителей также назовет и жюри программы "Горизонты", представляющую собой спектр новых тенденций мирового кинематографа. Одним из членов жюри этого конкурса является российская актриса Ксения Раппопорт. Другой представитель нашей страны — режиссер Алексей Герман-младший принимает участие в определении лучшего дебюта 70-го Венецианского кинофестиваля.
Кроме жюри, Россия представлена на фестивале лишь одной работой — отреставрированной версией картины Алексея Германа-старшего "Моя друг Иван Лапшин", которая участвует в конкурсе программы "Венецианская классика". Оценивают ее студенты итальянских театральных и кинофакультетов, и результаты этого конкурса станут известны раньше других. Их объявят в субботу днем — за несколько часов до того момента, когда список обладателей "Золотого льва" пополнится еще на одно имя.