МОСКВА, 29 авг — РИА Новости. Выставка "Русский авангард. Сибирь и Восток" откроется во флорентийском Палаццо Строцци 27 сентября — в экспозиции разместятся произведения художников-авангардистов, вдохновленных китайскими и японскими гравюрами, индийскими философскими учениями и шаманскими ритуалами, рассказала РИА Новости сокуратор экспозиции, заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.
"Можно сказать, что авангардисты не стали первыми художниками, кто обратил свое внимание на культуры других стран, потому что с XVII века было много путешествий-открытий и художники часто принимали в них участие, оставляя после альбомы с акварелями, которые литографировались и распространялись. Во-вторых, на рубеже XIX-XX веков Борисов и Коровин, например, были на Севере, и это все было достаточно хорошо известно в культурной жизни России того времени", — рассказала собеседница агентства.
Таким образом, по ее словам, "почва была подготовлена, авангардисты позаимствовали некоторые вещи и стилизовали в нужном ключе — стоит вспомнить хотя бы верещагинские работы японского цикла, которые стилистически сильно отличаются от его пацифического цикла".
Первый экспонат выставки — подлинная каменная "скифская баба". Подобные артефакты часто обнаруживали в степной полосе России, и они служили вдохновением русским художникам рубежа веков. Изваяние, по замыслу организаторов выставки, как бы вводит посетителя в процесс перевоплощения сибирских и восточных ритуалов в искусство авангарда. Здесь же демонстрируются ключевые картины экспозиции — "Картина с черным пятном" Василия Кандинского, "Черный круг" Казимира Малевича и "Пустота" Натальи Гончаровой.
"Это будет очень красивая выставка с разнообразным визуальным материалом — полотна авангардистов сопровождают шаманские бубны и костюмы, разнообразные этнографические предметы. Будет достаточно много работ предаванагрда — например, тот же японский цикл Верещагина — и, я думаю, для западных зрителей будет открытием, что авангард накладывается на ту концепцию и проявляются такие вещи, о которых раньше не предполагали", — отметила Петрова.
Она рассказала, что Кандинский много путешествовал по Северу как этнограф и в его задачи входило изучение жизни малых народов, их традиций и обычаев — из этих поездок он вынес впечатление о цвете, композиции и тогда, как художник говорил позже, понял, как писать картины.
А Илья Машков и Петр Кончаловский очень интересовались Японией, отчего в их произведениях появились элементы японской гравюры, что можно проследить по некоторым позам и жестам.
"Если мы достаточно много уже говорили о народных истоках русского авангарда (в Палаццо Питти уже показывали выставку "От икон до Малевича" из собрания Русского музея), то в таком ключе — влияние Востока и Севера, это художественное явление пока что не принималось во внимание. Это очень сильный, серьезный и красивый материал, который существенно расширяет познания об отзывчивости русской культуры к искусству и быту разных стран. Я думаю, работы авангардистов потому и являются визитной карточкой нашего искусства — потому что подсознательно зрители чувствуют в них не только народное, но и интернациональное", — сказала куратор экспозиции.
В общей сложности на выставке, которая продолжит свою работу до 19 января, можно будет увидеть 120 картин и скульптур 1890-1930-х годов и этнографических предметов, включая работы Леона Бакста, Александра Бенуа, Павла Филонова, Михаила Ларионова, Владимира Татлина и Николая Рериха.