МОСКВА, 27 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Одиннадцать шедевров Тициана Вечеллио из 10 музейных собраний Италии привезли на выставку "Тициан", открывающуюся в четверг в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.
Два года назад в этих же залах демонстрировались картины Караваджо — их было столько же, сколько полотен Тициана сейчас. Те работы также были привезены в Москву после большой выставки в римском Scuderie del Quirinale. Тогда организаторам экспозиции удалось свершить практически невозможное, собрав воедино более десятка полотен Караваджо: до наших дней его работ дошло не так уж и много, поэтому музеи крайне неохотно расстаются с жемчужинами своих собраний. На нынешней выставке подвиг повторили вновь — шесть из представленных на выставке картин Тициана никогда прежде не покидали пределов Италии, несмотря на свою почти 500-летнюю историю.
На выставку Караваджо, несмотря на зимний сезон, очереди к музею выстраивались нешуточные. Похоже, так будет и в этот раз, поэтому посетителям ГМИИ им. Пушкина стоит запастись не только 300 рублями (стоимость полного билета, без учета льгот), но и терпением.
Тициан прожил долгую жизнь и получил признание богатейших людей Европы того времени, выполняя заказы и для Папы Римского, и для императора Карла V и его сына Филиппа II, а также герцогских семей Эсте и Гонзага.
Его работы чрезвычайно ценились во все времена — например, когда в конце XIX века необходимо было оценить коллекцию Боргезе, "Любовь земная и небесная" Тициана стоила 2 миллиона лир, в то время как "Юноша с корзиной фруктов" Караваджо, которого можно было видеть в ГМИИ два года назад, — всего сто лир.
По словам куратора выставки профессора Джованни Вилла, художник неспроста считается королем живописцев, то есть мастером, оказавшим огромное влияние на последующее развитие живописи.
"Делакруа писал "Все мы кровь и плоть Тициана", имея в виду, что вся дальнейшая история живописи развивалась в ключе его открытий. Например, Веласкес, Гоген, Мане так или иначе развивали их, и лишь Пикассо смог сделать что-то иное с цветом, светом и светотенью", — рассказал он на превью экспозиции.
Воочию увидеть, какое сильное влияние оказал Тициан на Мане и, соответственно, на будущих импрессионистов, можно на проходящей сейчас в венецианском Дворце дожей выставке "Мане. Возвращение в Италию". Там вместе демонстрируются скандальная "Олимпия" и вдохновившая Мане на ее написание "Венера Урбинская" Тициана. Несмотря на то, что их разделяет не один век, сходство зрителям открывается поразительное.
Формула красоты
Связующая нить венецианской выставки и московской — картина "Даная", которую кардинал Делла Каза увидел раньше заказчика, своего племянника кардинала Алессандро Фарнезе, и написал ему, что по сравнению с ней более ранняя "Венера Урбинская" имеет вид целомудренной театинской монахини", а изображенная на холсте женщина "подошлет дьявола хоть к самому кардиналу Сан Сильвестро". Между тем, заказчик принял "Данаю" вполне благосклонно, и не в последнюю очередь из-за этого ее судьба сложилась вполне благополучно.
Кстати, в России она экспонируется впервые, в отличие от "Венеры, завязывающей глаза Амуру" — картины позднего периода творчества Тициана, которую можно было видеть шесть лет назад на выставке "Россия-Европа-Россия" в Третьяковской галерее.
11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Читайте подробнее >>
Также на выставке в ГМИИ можно увидеть блистательный портрет-загадку то ли Томмазо, то ли Винченцо Мости. Надпись на обороте гласит, что изображенный юноша был священником в Модене и протоиреем собора в Ферраре — однако портретируемый одет в светскую одежду, что позволило предположить, что на самом деле это, скорее всего, Винченцо Мости, знатный господин из Феррары. Недавняя реставрация полотна позволила открыть его тонкий колорит, выдержанный в приглушенных серо-серебристых тонах с одним цветовым нюансом — лазурной ленточкой, которой завязан томик стихов Петрарки.
Парой к нему на выставке выступает картина La Bella ("Красавица") — под таким названием портрет известен с конца XVIII века. По одному из предположений, на нем изображена возлюбленная Тициана, однако достоверных сведений об имени портретируемой нет.
Неизвестно также, кто позировал художнику для "Флоры" — заглавной картины московской выставки, которую зритель видит сразу, как только заходит в зал. Тициан писал эту модель неоднократно — ее можно видеть также на картинах "Женщина перед зеркалом" и "Саломея". Но именно образ Флоры, нежной девушки в ниспадающих одеждах и протягивающей зрителю весенние цветы, является всем тем, что принято называть тициановской красотой, чувственной и полной жизни.
"Мы говорим о том, что Рафаэль сформулировал идеал красоты. Да, он создал формулу абсолютного идеала красоты и гармонии. В то же самое время идеал Тициана не оторван от жизни, а является ее квинтэссенцией", — сказала Виктория Маркова, куратор выставки с российской стороны, один из крупнейших специалистов по итальянскому искусству.
По словам куратора, если бы не Тициан, не было бы живописи в современном ее понимании.
"До него так никто не делал, у Рафаэля процесс был более сложный и длительный, а здесь художник просто брал кисть и подходил к чистому холсту. Таким образом, он вступал в прямой контакт с будущим произведением и создавал как бы из себя самого, поэтому в картинах Тициана есть дыхание жизни, творческое начало автора, и зритель может почувствовать эту энергетику", — отметила Маркова.
Как говорит искусствовед, в поздних работах Тициана кисть следует свободному полету чувства и фантазии. На выставке их несколько, в том числе золотисто-прозрачное "Благовещение" из венецианской церкви Сан Сальвадора и алтарный образ для капеллы Святого Августина.
Переоценить значение каждого из привезенных в Москву полотен невозможно — все они, как отмечают организаторы выставки, относятся к ряду шедевров мировой живописи и являются этапными для Тициана. Приятный полумрак, в который погружена экспозиция, подчеркивает драгоценность каждого специальным образом подсвеченного полотна.
Выставка работает для зрителей до 29 сентября.