ВЕНЕЦИЯ, 29 мая — РИА Новости, Светлана Янкина. Посетители выставки "Даная", которая официально открылась в среду в павильоне России на 55-й арт-биеннале в Венеции, попадают в пещеру, где льется золотой дождь из монет.
Правда, зайти туда могут только женщины — и это гендерное разделение сразу задает тон экспозиции и погружает в древнегреческий миф, согласно которому Даная была заключена в пещеру своим отцом Акрисием — таким образом он намеревался избежать смерти от руки ее еще не существующего сына. Однако, как известно, меры предосторожности не помешали Зевсу проникнуть в укрытие золотым дождем и появиться на свет Персею.
Зонтик от золота
Этот сюжет уже давно востребован в истории мирового искусства, к нему обращались многие художники — от Тициана и Рембрандта до Густава Климта.
Современная трактовка мифа Вадимом Захаровым дает повод задуматься о мире, помешавшемся на деньгах и сотрясаемом финансовыми кризисами, что в совокупности делает российскую выставку понятной абсолютно всем посетителям биеннале. Их, кстати, уже собралось немало — очередь растянулась на несколько десятков метров, а за первые два часа работы экспозицию увидели более 1,5 тысяч зрителей.
Историческое строение на берегу венецианской лагуны двухэтажное, специально для этого проекта был разобран пол, благодаря чему инсталляция получилась двухуровневой — снизу, в пещере, посетительниц, словно из душа, осыпают золотым дождем из монет, эскиз которых разработал сам Захаров. При этом им, во избежание травм, выдаются зонтики. А сверху, преклоняя колени на алтаре, зрители могут видеть все происходящее внизу и оказываются наблюдателями рождения мифа. Выходящие из пещеры могут зачерпнуть горсть монет и положить в ведро, которое поднимается наверх, и золото попадает на специальный транспортер, доставляющий его под самую крышу — и все повторяется вновь.
Миф один, но смыслов много
По словам художника, каждый может увидеть в этом проекте свое — либо первоначальное, историческое значение, либо привязать к нынешней ситуации, когда, уверен он, всем правят даже не деньги, а информация — ее символизируют три макета антенн, установленных около павильона России и на его крыше.
"Даная и была взята за основу именно потому, что этот миф знают все. Мне показалось, что дать ключ людям, чтобы они постепенно опускались на разные уровни понимания, коих здесь немало, было важно, это вообще характерная методика моей работы", — сказал Захаров РИА Новости.
Он рассказал, что главной идеей было выстроить некое ментальное пространство, где человек мог бы мысленно гулять. "Мне кажется, здесь это получилось, потому что многие люди задают мне вопросы, которые находятся достаточно далеко от этой проблематики, потому что они очень правильно думают. Значит, они поняли идею художника, и для меня это самая правильная реакция", — отметил собеседник агентства.
К тому же, специально для проекта был создан глоссарий, читая который можно вдохновляться увиденным вновь и вновь.
Для реализации замысла Захарова и куратора выставки Удо Киттельмана потребовались, в частности, лестница, седло, 50 килограммов арахиса, алтарная преграда, 200 тысяч монет, 2 тысячи зонтиков, стул для наказания любовью, роза, одна леди и два джентльмена — один из них как раз и изображает наездника, сидящего на лестнице, а другой поднимает ведро с монетками, на реверсе которых написано "вера, единство, свобода, любовь".
Забирать с собой по монетке на память не возбраняется, чем многие с удовольствием и пользуются.
Национальные проекты на биеннале, включая российский, а также 47 международных проектов в параллельной программе представлены в садах Джардини и в исторических зданиях по всему городу.