МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Гонконгский режиссер и сценарист Вонг Кар-Вай рассказал в Москве о своем новом фильме "Великий мастер" (Yi dai zong shi), искусстве кунг-фу и признался в любви к России.
"Великий мастер" — первая премьера режиссера за пять лет. Кар-Вай задумал картину об одном из величайших мастеров кунг-фу Ип Мане больше десяти лет назад. Премьера фильма состоялась на недавно прошедшем Берлинском фестивале, где режиссер являлся председателем жюри.
История успеха
"Это не просто история боевого искусства. Это, можно сказать, более сжатая интерпретация истории Китая, которая сформировалась, когда в Китае была монархия. Потом возникла республика, затем — гражданская война. Мы можем проследить историю и увидеть, насколько сложно быть человеком, который придерживается своих принципов и следует зову сердца", — рассказал Кар-Вай на московской пресс-конференции в пятницу.
Режиссер говорит, что "Великий мастер" — определенно фильм о кунг-фу, но это также и фильм о людях, которые обладают достоинством и сильны духом.
"Мы рассказываем историю успеха. Два героя начинают с вершины жизни, потом они начинают терять все. Но это не означает, что в конце они оказываются неудачниками. Иногда мы можем терять все, но все же не терять свои моральные качества. Именно это мне хотелось донести до зрителя", — поделился Кар-Вай.
Режиссер признался, что этот фильм стал для него абсолютно новым опытом, несмотря на то, что в 1994 году он уже выпустил "Прах времен", тоже посвященный теме боевых искусств.
"Для меня это был абсолютно новый опыт. Я являюсь огромным фанатом боевых искусств, поэтому мне было бы сложно работать над фильмом, не проведя большой предварительной работы. Самый важный опыт — то, что мы потратили несколько лет, работая с сотней людей, которые были задействованы в этом фильме", — сказал режиссер.
Так, актеры Тони Люн и Чжан Цзыи специально в течение трех лет профессионально обучались кунг-фу. Кар-Вай отметил, что если говорить о технике боевого искусства, фильм достоверен на 100%: трюки в картине актеры выполняют сами. Кроме того, режиссер консультировался с чемпионом Китая по кунг-фу.
Съемки фильма проходили в различных районах страны. "На протяжении 6 месяцев мы снимали в провинции Шинь Ян, там очень красиво. Потом переехали в Гонконг, также мы были на юге Китая. Нам очень повезло найти небольшой городок, который нас очень вдохновил. Работать в городах Китая — это можно сравнить с работой в девяностых. Людям приходится выживать, они работают по 12 часов в день, живут в маленьких домах. И эти вещи не изменились с девяностых. Поэтому можно вернуться сейчас туда и насладиться этой местностью, сейчас это наследие. Поэтому благодаря этому нам удалось воспроизвести атмосферу 30-х годов в Гонконге", — рассказал Кар-Вай.
Этот фильм стал одной из немногих картин Кар-Вая, в котором не принимает участия его друг, оператор Кристофер Дойл. "Великого мастера" режиссеру помогал снимать Филипп Ле Сурд.
"Кристофер — как член моей семьи, последние несколько лет он был занят тем, что ему интересно. Он тратит очень много времени и усилий, помогая молодым режиссерам. И я думаю, это заслуживает уважения. Филипп, который помогал нам в этом фильме, тоже как член моей семьи. Он уехал от своих родных и жил последние три года в Китае, помогая мне работать над этим фильмом", — пояснил Кар-Вай.
В Россию с любовью
Это не первый визит гонконгского режиссера в столицу России. Впервые он приезжал сюда в 2001 году, чтобы представить "Любовное настроение". Затем был еще один визит: Кар-Вай рассказал на пресс-конференции в пятницу, что проводил в Москве некие исследования и успел хорошо изучить город. Он добавил, что очень любит и Санкт-Петербург.
"Мы всегда познаем страны благодаря фильмам, картинам или другим изображениям. Мне кажется, самые сильные ассоциации я получаю при просмотре работ российских фотографов. В том числе Родченко. Если говорить не о фотографии, то это, конечно же, Чехов и Пушкин", — сказал режиссер. Он отметил, что считает своим учителем и одним из великих мастеров в кино Сергея Эйзенштейна.
Россия — одна из первых стран, где Кар-Вай представляет свой новый фильм. Режиссер рассказал, что это неслучайно. "Этот фильм будут показывать в большинстве стран мира, и я разрывался между Россией и Японией. И очень рад, что я пришел именно в Россию и представляю здесь его лично. Существуют определенные вещи, которые имеют смысл именно для российского зрителя", — пояснил Кар-Вай.
В заключение он признался, что пока у него нет новых кинозадумок. В Москве режиссер проведет несколько дней. В субботу он расскажет о секретах кино на мастер-классе "Импровизация как особый режиссерский метод", организованном киношколой Cinemotion. Вечером в тот же день состоится специальный показ фильма "Великий мастер" в "Барвихе Luxury Village".
Режиссерским дебютом Кар-Вая в кино стал фильм "Пока не высохнут слезы" в 1988 году. Затем последовали "Дикие дни", "Чункинский экспресс" и другие. Одной из лучших его картин считается "Любовное настроение" 2000 года, получившая награду Каннского кинофестиваля (исполнитель главной роли Тони Люн был признан лучшим актером), премию Сезар, премию Европейской киноакадемии за лучший неевропейский фильм. В 2007 году вышел первый американский фильм режиссера — "Мои черничные ночи", главные роли в котором сыграли Джуд Лоу, Нора Джонс, Натали Портман и Рэйчел Вайс. Он был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Канн. Также Кар-Вай известен своими рекламными роликами — например, он снял Еву Грин ("Мечтатели", "Казино "Рояль") в видео для Dior, а также участием в различных альманахах — "Эрос" и "У каждого свое кино".