КАНН (Франция), 19 мая — РИА Новости. Один из самых известных в мире голландских режиссеров Алекс ван Вармердам представил в воскресенье в основном конкурсе 66-го Каннского кинофестиваля свою новую черную комедию "Боргман" (Borgman — в российском прокате, предположительно, будет называться "Возмутитель спокойствия"), которая, по словам режиссера, не имеет конкретного смысла, а просто рассказывает о зле, подстерегающем людей на каждом шагу.
Главный герой картины Боргман вместе с двумя своими друзьями постоянно меняет место жительства: от лесной норы до богатой виллы. Места обитания находятся почти случайным образом. Одним из вариантов становится дом счастливого семейства: художницы Марины, ее успешного мужа Ричарда и их троих детей.
"Я прочитал критический анализ произведений маркиза де Сада. И, кроме того, у каждого человека в голове полно тайных вещей, и я решил черпать из этого колодца", — рассказал о задумке картины ван Вармердам.
Он никогда не пишет синопсисов и сразу "представляет" первую сцену, от которой и будет идти дальнейшее повествование.
"Когда я пишу, я немедленно представляю, какой будет в общем мизансцена, и обычно стараюсь следовать этой идее. Не люблю, когда все меняется уже после того, как была выстроена мизансцена, для меня важнее воссоздать то, что возникло в моем воображении с самого начала. Для этого фильма первой я представил сцену в доме, с которой все и началось. Чтобы не тратить время на поиски именно такого — представленного мною дома и пейзажа, мы решили построить декорации и работать в них", — сказал режиссер.
Продюсер картины Марк ван Вармердам успокоил журналистов, что постройка дома и сада обошлась недорого, так что весь бюджет фильма составил 3 миллиона евро.
Нарушение правил и заложенные смыслы
По признанию режиссера, в "Боргмане" он нарушил сразу несколько своих профессиональных принципов.
"Я никогда не показывал в своих фильмах ни сигарет, ни всяких телефонов, компьютеров, прочих девайсов. А тут вот у главных героев есть мобильный телефон — но это был единственный для них возможный способ связи, так что пришлось снимать так. Кроме того, это первый мой фильм, в котором есть сцены, снятые движущейся камерой, хотя это полностью противоречит моим самым глубоким убеждениям. Но и без этого было не обойтись, так как хотелось создать эффект наблюдения: были такие сцены, где просто необходима была некая перспектива", — подчеркнул ван Вармердам.
Сыгравший Боргмана актер Ян Бейвут считает эту роль своей творческой удачей: "Мне кажется, это лучшее, что я сделал в своей карьере".
Сам режиссер предпочитает не оценивать свою работу и ждет зрительской интерпретации всех заложенных в картину смыслов.
"Я стараюсь не придавать своим фильмам какого-то конкретного смысла. Мне больше импонирует, когда зрители сами решают, о чем фильм. "Боргман" может быть воспринят как критика западного общества, в котором мы живем, но это не было моей первоначальной целью. Я скорее хотел показать зло через ненормальное поведение нормальных людей, обычных людей, которых можно встретить на каждом шагу", — заключил режиссер.
Посмотрите фотоленту: "Гэтсби", "Зулу" и 20 претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" >>
В жюри под председательством Стивена Спилберга вошли индийская актриса Видья Балан, японский режиссер Намои Кавасе, британская сценаристка и режиссер Линн Рэмси, французский актер Даниель Отёй, американская актриса Николь Кидман, режиссеры Энг Ли и Кристиан Мунджу и актер Кристоф Вальц.