МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Премьера спектакля "Елка у Ивановых" по пьесе абсурдиста Александра Введенского в постановке режиссера Дениса Азарова состоится на Малой сцене Гоголь-центра в среду, сообщили в пресс-службе театра.
"Елка у Ивановых" станет второй самостоятельной премьерой Гоголь-центра, в репертуаре которого идет несколько спектаклей резидентов театра — "Седьмой студии" и "Саундрамы" Владимира Панкова. Как и предыдущая премьера — "Митина любовь" в постановке Владислава Наставшева — спектакль Азарова выпускают на малой сцене, предназначенной для эксперимента и камерной формы.
Понятно, что ставить на сцене Введенского — уже эксперимент — нельзя сказать, что русский театр когда-то всерьез и массово осваивал этот уникальный пласт русской литературы. Сложная по структуре, по формированию смыслов, по языковому строю драматургия абсурдистов, в том числе обэриутов, требует от театра специфического подхода.
"Странно, что один из самых мощных русских авторов — Александр Введенский — фактически не ставится, фактически не востребован театром. Это было одной из причин постановки, а если говорить о смыслах, то для меня самой важной темой пьесы стал такой условный конец света. Смерть — это сакральное событие, таинство, а в пьесе происходит убийство, то есть нечто противоестественное, за что Бог, творец наказывает всех. Мир, в котором возможно убийство, обречен. Мне кажется, разговор об этом может вскрыть многие болезненные точки современного мира", — рассказал РИА Новости режиссер Денис Азаров.
Можно было бы ожидать, что постановщик будет искать формального подхода к экспериментальному тексту Введенского, однако Азаров пошел по другому пути, создав на сцене бытовой мир и поместив события пьесы с нарушенной логикой и причинно-следственной свзяью в систему координат психологического театра с его законами.
"Для меня важна попытка поставить абсурд по законам психологического театра, потому что абсурд — это крайне конкретная вещь, конкретная драматургия. И мне кажется, если поставить ее в условия психологического театра, то можно достичь того эффекта, который закладывался автором. Конечно, это экспериментальная работа, и не все получается, но направление мне кажется верным", — рассказал Азаров.
Еще одна особенность этой постановки — встреча в рамках спектакля актеров разных поколений и разных эстетических координат. В "Елке у Ивановых" задействованы как актеры театра имени Гоголя, например, старейшая актриса труппы Майя Ивашкевич, так и молодые артисты "Седьмой студии", ученики Серебренникова.
"Мне кажется, удается добиться целостности, ансамблевости, и эта разница школ, возрастов и взглядов на театр дали какую-то особенную атмосферу. Сложный материал заставляет искать разные варианты работы, так что тот факт, что актеры обладают разными способами существования, только помогал", — рассказал Азаров.
Денис Азаров родился в 1986 году, в 2012 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Иосифа Райхельгауза. Много работал в сфере музыкального театра, поставил спектакли "Евгений Онегин", "Иоланта" в Кисловодске, "Колокольчик" в Кавминводах, "Село Степанчиково и его обитатели" в Сарове. С 2010 года является режиссером Московского академического камерного музыкального театра имени Бориса Покровского.