МОСКВА, 15 мар — РИА Новости. Художник и сценограф Борис Мессерер, оформивший десятки спектаклей и выставок, свой 80-летний юбилей отметит на вернисаже очередного выставочного проекта "Линия судьбы", который откроется в пятницу в Лужнецком зале Театрального музея им. Бахрушина в Москве.
Как рассказал РИА Новости сам юбиляр, дни перед днем рождения выдались хлопотные. "Половину свой жизни я работал в театре, половину как свободный художник, — сказал Мессерер. — В мой день рождения откроется моя театральная итоговая выставка в Бахрушинском музее, а затем в Третьяковской галерее экспозиция, где будет представлена только живопись, графика и инсталляции". По его собственному признанию, он не хочет обижать театр, которому отдал немало лет, но ощущает себя больше, чем просто театральный художник, поэтому постепенно отходит от него, к тому же, и поколение режиссеров уже сменилось.
"Время от времени что-то делаю для сцены — сейчас, например, "Синюю птицу" в театре Образцова. Но стремлюсь быть свободным художником, создаю инсталляции и хочу иметь собственную инициативу в искусстве. Пишу воспоминания, станковые картины. Веду себя, как хочу", — поделился художник. Самой памятной и значительной театральной работой он называет "Кармен-сюиту". В ней, как сказал собеседник агентства, было счастливое совпадение всех участников, а это Майя Плисецкая, которая вдохновляла этот балет и была исполнительницей главной роли, Родион Щедрин, который создал музыку, и изумительный балетмейстер Альберт Алонсо.
Зрители увидят на выставке эскизы и макеты к спектаклям, инсталляции, костюмы и личные любимые вещи художника в частности, четыре уникальных граммофона из его мастерской на Поварской. Каких-то специальных разделов не будет — в центре экспозиции Мессерер задумал поставить инсталляцию с граммофонами, мольбертом, журналом "Метрополь", в центр которой помещена бронзовая фигурка Беллы Ахмадулиной, которую впоследствии художник хочет превратить в памятник.
"Свой день рождения я буду отмечать на вернисаже в музее, там и поднимем рюмки", — рассказал юбиляр. На него он пригласил своих близких друзей, в числе которых Битов, Попов, Ширвиндт и другие. Примерно через месяц — 10 апреля, в день рождения супруги художника Беллы Ахмадулиной, ушедшей из жизни в 2010 году, откроется его ретроспектива в Третьяковской галерее.
Как рассказала РИА Новости заведующая выставочным отделом музея и куратор экспозиции Нина Дивова, Мессерера многие знают как театрального художника, а выставка в Третьяковской галерее и отличается от множества других тем, что здесь есть разнообразие и многогранность, какие редко где увидишь, "у нее очень мощное наполнение, отражающее талант художника". По ее словам, заочно с Мессерером они были знакомы давно, а сблизились во время работы над выставкой и он раскрылся для нее с удивительной стороны. Он сам оформил немало выставок, особенно для ГМИИ им. Пушкина (в том числе и недавний хит музея — "Сальвадор Дали"), однако тут занял политику невмешательства и соглашался с куратором практически во всем.
"Он глубоко образованный, тактичный человек с большим чувством собственного достоинства, очень приятный в общении. Сейчас он, конечно, переживает, как мне кажется, за выставки, но я уверена, что все пройдет хорошо, ему сейчас очень нужна зрительская поддержка", — сказала собеседница агентства. Она назвала его отношение к супруге, уход которой он тяжело переживал, эталоном взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Одна из частей экспозиции с акварелями с видами Тарусы и портретами будет посвящена Белле Ахмадулиной —в этом зале можно будет послушать ее стихи в собственном исполнении. Также на выставке можно будет увидеть две инсталляции Мессерера — "Реквием по Венедикту Ерофееву" и "Обыск", посвященную репрессиям 1937-го года. Неподалеку от нее расположится макет памятника жертвам репрессий в Кирове, конкурс на создание которого выиграл Мессерер, и таким образом эти работы будут перекликаться. По словам куратора, в экспозиции представлены его большеформатные офорты, созданные на собственноручно сделанном станке, живописные и графические абстрактные композиции и, среди ранних работ начала 1960-х — портрет музы, Беллы.