МОСКВА, 13 мар — РИА Новости, Наталия Крючкова. Прима Мариинского театра Диана Вишнёва рассказала на мультимедийном вечере в РИА Новости в среду о том, как начался ее путь в танце, откуда она черпает силы и вдохновение, а также о магии чисел.
Большой зал пресс-центра был заполнен практически до отказа. В преддверии выхода Вишнёвой гостям показали фильм-превью "На пуантах", куда вошли кадры из архива танцовщицы — детские снимки и сцены из спектаклей.
Счастливое число 13 и борьба с собой
Едва балерина поднялась на сцену, поклонники встретили ее аплодисментами и цветами. Мероприятие началось с вопроса о значении в жизни балерины числа "13", которое многие считают несчастливым. Так совпало, что дата вечера в РИА Новости — 13.03.2013, через месяц — 13 апреля — запланирован показ спектакля "Диалоги" в рамках "Золотой Маски". Балерина рассказала о присутствии этого числа в своей жизни.
"Я никогда не отказываюсь от этого числа, и какие-то совпадения, которые мне встречаются… Например, в Лозанне конкурс был в 1994 году. "94" в сумме дает тоже тринадцать. Там еще нужно было вытаскивать номер, под которым ты будешь идти весь конкурс, я вытащила "94" — и моему счастью не было предела", — поделилась она.
По словам Вишнёвой, ее путь в танце начался с желания мамы, которая отдала ее в хореографический кружок при Дворце пионеров им. Жданова.
"Мама хотела быть балериной. И она отдала меня во Дворец пионеров. Мы жили далеко, и я сама добиралась туда три раза в неделю. Так начался мой путь, но не в балете, а в танце. Я очень любила это, но не потому что мама говорила мне что-то. Она никогда не рассказывала мне про балет, не называла имен. Все это я узнала уже в Училище Вагановой", — пояснила она.
Как призналась Вишнёва, ее семья не имеет отношения к танцу.
"Семья абсолютно не театральная, и в театр было трудно попасть. Меня больше развивали по-спортивному, я бы сказала. В шесть лет мама отвела меня в кружок, а в 10 лет мы пошли на улицу Зодчего Росси. Тогда случился определенный перелом в моем сознании, я попала в тот мир, в котором хотела бы остаться", — сказала она.
По ее словам, это произошло не из-за того, что она "увидела розовую пачку, девочек, которые кланяются в реверансе, а ее впечатлила атмосфера, стены, лестницы".
"Хотя я родилась в Петербурге, в одном из красивейших городов, и все это всегда меня всегда окружало. Но вот что-то такое, когда мы заходим в театр, то, что нас возвращает в театр, магия, чудо — оно сразу на меня произвело впечатление", — пояснила Вишнёва.
Состояние любви, по ее признанию, пришло намного позже.
"Оно приходит, когда ты осознаешь профессию, понимаешь, что вот есть театр, есть сцена, есть танец. Когда тебе 10 лет, это очень трудно. Я была готова к определенной борьбе, но в определенном смысле слова. Я попала в хорошие руки, я имею в виду, конечно, педагогов. Они столько дали мне, столько я могла впитать. Это были огромный труд и борьба, прежде всего, с самой собой. И по сей день она продолжается", — рассказала Вишнёва.
На каждом этапе, по ее словам, были определенные трудности. Но судьба, как говорит балерина, свела ее с крестной — первым человеком, который в нее поверил, — Людмилой Валентиновной Ковалевой.
"Она сказала: "Да, у нее удивительные глаза". Так она поставила мне "диагноз" то, что я буду балериной. Конечно, не той балериной, какой я стала, а то, что вообще надо пробовать. По сей день я с ней работаю", — поделилась Вишнёва.
Внутренние диалоги
Поступление в училище Вагановой стало, по словам балерины, этапом взросления.
"Был огромный конкурс — 90 человек на место. Естественно, кого-то нужно было отсеивать. Но это была такая правильная история моя, которая превратила меня в абсолютно взрослого человека. Прекратились гуляния с подружками, беготня по дворам, началась взрослая жизнь", — рассказала она.
Несмотря на то, что у Дианы в классе не было официального статуса "староста", она была лидером. Вишнёва была на год старше одноклассников, и, по словам балерины, это обязывало быть ведущей.
"У нас был замечательный класс, "звездный", очень много танцовщиков, которые и в Мариинском театре, и в других. За мной стояла определенная задача, как я поведу класс. Я могла как-то сказать, чтобы ко мне прислушались, могла задать тон той работы, что должна быть сделана, потому что сказал педагог", — пояснила артистка.
По признанию балерины, она не тот человек, который успокаивается на достигнутом. Каждый этап для нее — возможность что-то сделать, познать и идти дальше. Судьба, по словам балерины, ставит ей сверхзадачи, а победы только стимулируют идти вперед.
"Очень важно и очень помогало — не успокаиваться. Раз — премия, оценка, и ты понимаешь, что дальше не то, что нужно тянуться, но необходимо соответствовать", — подчеркивает Вишнёва.
Балет, как говорит балерина, это диалог, прежде всего, с самим собой. По мнению балерины, артист балета сейчас не может быть только классического или только современного репертуара. Вишнёва считает, что чем раньше ты начинаешь осваивать современный балет, тем раньше начнешь по-другому чувствовать свое тело, и это может помочь тебе иначе раскрыться в классическом балете.
"Болеро" Бежара и "Квартира" Эка
Балерина много внимания уделяет именным работам с ведущими мировыми хореографами. По ее словам, такие проекты это одновременность разговора — "и души танцовщика, и пластики хореографа, это потребность идти и осваивать".
"Словно попадаешь в другую страну, начинаешь говорить на других языках. Тебе нужно "прожить" с этим хореографом, с этой ролью, это становится твоей жизнью, твоим нутром", — поделилась Вишнёва. Важен, по ее мнению, и опыт работы в компании — это в каком-то смысле обретение семьи.
Текущий сезон для балерины отмечен знаковыми событиями. В феврале она дебютировала в культовом "Болеро" Мориса Бежара на сцене Оперного театра Лозанны. Из русских балерин эту партию до Вишнёвой танцевала Майя Плисецкая в 1970-х. Планируется, что "Болеро" представят и российским зрителям. Не исключено, что это произойдет после открытия второй сцены Мариинского театра в мае этого года.
Этот культовый балет состоит из 24 фрагментов, хотя длится всего 14 минут. Вишнёва называет его балетом-ритуалом. Несмотря на то, что балет имеет очень точный хореографический рисунок, Бежар доверял "Болеро" лишь танцовщикам с сильной индивидуальностью.
"Майя Михайловна Плисецкая, когда мы обсуждали с ней "Болеро", говорила мне: главное — сконцентрироваться перед спектаклем, понимать, что у тебя есть счет, ритм, есть определенные задачи, и только после этого ты можешь выдать свою индивидуальность", — рассказала она.
Также в скором времени в Большом театре состоится премьера балета "Квартира" Матса Эка. Ранее балерина рассказывала, что для нее это одно из знаковых событий в карьере.
"Каждый раз, когда я начинала работу с любым новым театром и мы обсуждали планы, я говорила, что очень бы хотела участвовать в постановках Эка. И в прошлом году узнала от художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина, что готовится "Квартира"! И вот сейчас, наконец, до премьеры остается несколько дней. Мне интересно, как примет спектакль московская публика, но в любом случае работа с этим выдающимся хореографом — знаковое событие в моей карьере", — поделилась Вишнёва.
Личное, диета и хобби
Балерина призналась, что выдержать такой груз работы, который не то что женщине — не каждому мужчине под силу, ей помогает муж.
"Мой муж — это мое сокровище, мой волшебник, который помогает мне всем. Он меня понимает, он со мной всегда", — сказала она.
Отвечая на вопрос о диете, Диана сказала зрителям, что должна быть дисциплина, и в еде тоже.
"Раньше в театре за этим как-то следили. А потом ты понимаешь, что должен сам. Неправильный режим может сократить твои силы. За моим режимом раньше следили мама и папа, да и продолжают, а теперь еще и мой муж", — пошутила балерина.
По ее словам, она так построила свое питание, что "лучше не поесть, чем съесть что-то, что не слишком хорошо будет для восстановления".
В ответ на вопрос о хобби, Вишнёва рассказала, что очень любит кинематограф и драматический театр.
"Люблю старый кинематограф. Серьезное кино, а не блокбастеры. А драматический театр стараюсь посещать в Москве", — поделилась артистка.
Фонд, объектив Демаршелье и "Бриллианты"
В 2010 году балерина учредила "Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой". Среди его задач — популяризация балетного искусства, адресная помощь артистам балета и ветеранам сцены. Планируется, что в рамках мероприятий фонда с 4 по 6 декабря в московском "Гоголь-центре" пройдет фестиваль балета при участии проектов "Платформа" и "Седьмая студия". По словам Вишнёвой, худрук театра Кирилл Серебренников был очень рад ее предложению провести форум.
Еще один из проектов балерины — работа с известным фотографом Патриком Демаршелье. Вишнёва познакомилась с ним во время съемок для журнала Vogue в 2011 году. Год спустя обоим удалось выкроить время для фотосессии, результатом чего стала серия черно-белых фотографий.
"Мы за полчаса тогда успели сделать столько, что все это выросло в выставку, которая проходила в музее Свибловой в сентябре. Сейчас он готовит отдельный проект, который может называться "Балет", — рассказала балерина.
Приняла участие Вишнёва и в съемках фильма "Бриллианты" Рустама Хамдамова. Это черно-белая лента, которая, как сказал в одном из интервью режиссер, рассказывает о бескорыстности настоящего искусства. По словам Вишнёвой, она была взволнована предложением Хамдамова и боялась, что "может разочаровать его, и это будет ее внутренней катастрофой".
"Думала, приду, он начнет рассказывать образ. Меня загримировали в стилистике 20-30-х годов, я спрашиваю, как и что делать. А он мне просто рассказывает о фильме, так, вскользь, и я начинаю понимать", — вспомнила балерина.
В заключение Диана поблагодарила гостей и организаторов вечера, а завершением стал показ ленты "Бриллианты", одну из ролей в котором исполнила также известная актриса Рената Литвинова. После кинопоказа зрителям представилась возможность получить у Дианы автограф и пообщаться с ней в более неформальной обстановке.