МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Вернисажи выставок "Щепкин — Станиславский. Атланты русского театра" и "Записки суфлера" пройдут в филиале Театрального музея имени Бахрушина — столичном Доме-музее Щепкина в четверг, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.
"Так случилось, что в 1863 году великий артист Михаил Щепкин ушел из жизни, а великий артист и создатель всемирно известной системы Константин Станиславский родился. Насколько Станиславский, "зародившись от зерна щепкинских традиций", как писал сам Константин Сергеевич, стал их продолжателем — на этот вопрос мы и стремились ответить нашей выставкой", — сказала РИА Новости куратор выставки Галина Бескина.
По ее словам, Станиславский всегда считал себя учеником Щепкина. Когда он создавал свои знаменитые труды "Работа актера над собой" и "Работа актера над ролью", составившие его систему, то обращался к прошлой эпохе и, прежде всего, к наследию Щепкина, к его письмам. Центром выставки станет письмо Щепкина к его ученику Шумскому с пометками Станиславского.
"Это чрезвычайно интересный экспонат, где видно, как Станиславский подчеркивал и комментировал каждую фразу этого письма и делал выводы для работы над своей системой. Это важный показатель того, как Станиславский работал с наследием Щепкина и воплотил его идеи в разработке теории актерского мастерства русского театра", — пояснила собеседница агентства.
Как рассказала Бескина, выставка "Щепкин — Станиславский. Атланты русского театра" встроена в постоянную экспозицию, посвященную жизни и творчеству Щепкина. Куратор подчеркнула, что для нее важен был лишь один — актерский аспект творчества Станиславского. В первом зале будет представлен период Алексеевского кружка, начала актерской жизни Станиславского, там, где в музее Щепкина идет речь о 20-х годах — рассказ пойдет о периоде Московского общества искусства, а в гостиной будут расположены экспонаты, относящиеся к бытности Станиславского в Художественном театре. На выставке представлены фотографии Станиславского в ролях, старые афиши и документы.
"В рамках выставки мы затронули ранее умалчиваемую тему использования философии йоги в разработке трудов по актерскому мастерству, — сказала Бескина. — Станиславский в своих статьях говорит о том, что он брал из опыта и практики йоги — физическое расслабление тела и концентрацию внимания — моменты, вошедшие в его систему. Это знали и об этом говорили актеры, с которыми Станиславский работал в 1-й и 2-й студиях, но тогда в его книгах все, что было связано с йогой, вычеркивалось".
Вся выставка, как сказала куратор, пронизана цитатами Щепкина и Станиславского, показывающими, как мысль одного актерского гения продолжалась в работе другого.
Вторая выставка — "Записки суфлера", которая откроется также 28 февраля в Доме-музее Щепкина, представляет собой авторский проект художников Петра Превезенцева и Сергея Якунина. Она посвящена Михаилу Щепкину и приурочена к 150-летию со дня его смерти. Организуя экспозиционную среду, художники призывают зрителя "взглянуть на мир из суфлерской будки". Свою выставку они создавали по книге "Записки актера М.С. Щепкина". В рамках выставки художники проведут мастер-классы на темы: "Театральные маски. Типы и характеры", "Графические силуэты. Театр теней" и "Книга как домашний театр".
Выставка "Щепкин и Станиславский. Атланты русской сцены" продлится до 29 декабря, "Записки суфлера" — до 29 марта.