МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Наталия Крючкова. Российская балерина, прима Мариинского театра Диана Вишнёва станцует знаменитое "Болеро" Мориса Равеля в постановке Мориса Бежара на сцене Оперного театра швейцарского города Лозанна в воскресенье.
Как считает Вишнёва, лучшие танцовщики мира хотят танцевать этот балет, а театры — иметь "Болеро" в репертуаре.
"Если говорить о русских танцовщиках, то после единственной исполнительницы этого балета Майи Михайловны Плисецкой почти 40 лет назад никто не получил права это станцевать. Для балетного артиста — это уникальный эксклюзив", — сказала РИА Новости танцовщица.
По ее словам, главная сложность в том, что тело как бы разделено на две части: беспрерывный ритм в течение 16-18 минут ты должен держать ногами, а корпус тела и руки — это мелодия.
При жизни Морис Бежар лично давал разрешение на исполнение его версии "Болеро" танцовщикам, которые отвечали его критериям хореографического стиля. Он начал разучивать "Болеро" с Майей Плисецкой в 1975 году, позже оно было заснято на пленку. Среди других исполнителей балета — Душка Сифниос, Хорхе Донн, Марсия Хайди, Сильви Гиллем. Уникальность "Болеро" еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии.
"Если говорить о сегодняшней ситуации в мире, то сейчас в труппе Бежара "Болеро" танцуют всего два исполнителя. В "Гранд-Опера" танцует три артиста, директор труппы "Гранд-Опера" Брижит Лефевр получила права на "Болеро" еще при жизни Бежара. Больше ни одна компания не получила прав, за исключением японской труппы "Токио Балет", у которой были действительно многолетние отношения с Бежаром, и там чаще всего можно увидеть "Болеро" в исполнении Сильви Гиллем. Каждый исполнитель привносит свое в интерпретацию "Болеро", поэтому он заведомо должен обладать сильной индивидуальностью", — пояснила балерина.
По словам Вишнёвой, ее путь к этой роли был долгим. "Конечно, мне всегда хотелось танцевать "Болеро", но я также знала, как трудно получить это право, и не осмеливалась спрашивать. Но теперь это случилось, — поделилась она. — Наверное, сыграло свою роль и то, что я в свое время работала с Бежаром, и то, что в течение всей моей карьеры меня знал Жиль Роман (преемник Бежара, после смерти мастера возглавивший труппу). Это было его решение — сделать "Болеро" со мной".
Для Дианы Вишнёвой это не первая встреча с работами выдающегося хореографа. С самим Бежаром она работала, когда танцевала в спектакле "Кольцо вокруг кольца" на сцене театра Staatsoper в Берлине. Эту роль балерина считает одной из самых значимых в своей карьере.
"Конечно, это незабываемое время — работа с великим хореографом Бежаром. "Кольцо" — одна из ключевых и любимых работ в моей карьере. Масштаб этого спектакля неописуем: лучшие партии и арии четырех огромных опер Вагнера были собраны в четырехчасовой балет", — рассказала собеседница агентства.
Самым трудным, по ее словам, было то, что в этой работе нужно "танцевать на голос".
"Впервые я столкнулась с тем, что нужно было танцевать на арии, танцевать в одном балете и на пуантах и босиком. Помимо этого, ты должен чувствовать голос и танцевать с ним. Голос и движение в этом балете Бежара выражают историю, характер и силу героя. В "Кольце" мне довелось станцевать две роли: Фрики и Брунгильды", — сказала артистка.
Еще один балет "Бахти" в версии Бежара Вишнёва танцевала на сцене Мариинского театра.
"Фрагмент "Бахти" со мной выучили танцовщики, получившие разрешение от Бежара, когда он приезжал в Петербург. При этом у меня самой тогда даже не было формального разрешения танцевать это. Но мне всегда очень хотелось прикоснуться к творчеству Бежара, а в то время не было другой такой возможности", — пояснила она.
Диана Вишнёва — российская балерина, народная артистка России. С 1996 года — в балетной труппе Мариинского театра. Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира. Лауреат множества премий, среди которых "Золотая Маска", Государственная премия РФ, "Бенуа де ла Данс", "Танцовщица года". Участвует в международном проекте "Звезды балета XXI века", в 2010 году получила приз "Балерина десятилетия".
Морис Равель — французский композитор-импрессионист, один из реформаторов музыки XX века. "Болеро" было написано композитором в 1928 году и изначально задумывалось как музыка для балетной постановки. Продолжительность произведения от 15 до 18 минут, если исполнять его без ускорения темпа.
Первую постановку "Болеро" осуществила Бронислава Нижинская для вечера балерины Иды Рубинштейн в парижской "Гранд-Опера", который прошел 22 ноября 1928 года. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие.
Одна из самых известных постановок "Болеро" — в редакции Мориса Бежара (1927-2007) 1961 года. В главной роли тогда выступила танцовщица Душка Сифниос. Следующим исполнителем стал Хорхе Донн. В 1978 году редакцию Бежара повторила Майя Плисецкая. Через десять лет после этого хореограф доверил свою постановку приме Сильви Гиллем.