МОСКВА, 16 янв — РИА Новости, Мария Ганиянц. Основатель первого в России арт-фонда, в задачи которого входит поиск и покупка вывезенных за границу произведений искусства советского периода, предприниматель Андрей Филатов в перспективе планирует открыть музей искусства СССР за границей — в Европе или Китае, об этом он рассказал РИА Новости.
Задачей недавно созданного Арт-фонда семьи Филатовых является коллекционирование русских и советских картин, рисунков и скульптур периода 1917-1991 годов, вывезенных за пределы России, в том числе после распада СССР, их изучение, издание каталогов и активная выставочная деятельность.
"Есть и амбициозный план: если коллекция соберется довольно большая и представительная, создадим музей советского искусства, например, в Париже, Пекине или Лондоне, а все что не впишется в эти временные рамки, останется в личной коллекции", — пояснил основатель фонда.
В планах фонда покупать по 10-12 работ в год. Филатов отметил, что фонд будет активно заниматься популяризацией русского искусства за границей.
"У нас есть Третьяковка, есть другие музеи. Свою главную миссию вижу в том, чтобы популяризировать наше искусство за рубежом, там, где оно недооценено", — сообщил он. Однако отметил, что считает важным вести эту работу и на родине.
"Не у всех жителей страны есть возможность побывать в столичных музеях, — считает предприниматель. — Кроме того, многие произведения искусства, достойные того, чтобы их увидели, находятся в запасниках. Поэтому нужно создавать новые музейные площадки, организовывать региональные выставки".
Собеседник агентства признался, что считает русское искусство недооцененным. Сначала культурное достояние СССР находилось за железным занавесом, а когда этот занавес рухнул, многие картины были вывезены и осели в частных коллекциях, и мир по-прежнему не знаком с такими великими именами, как Коржев, Пластов, Попков.
"Так, Фешина знают в Америке, но не знают в Европе, например, во Франции. Поэтому я решил издать каталог Фешина на французском, так как этот художник заслуживает, чтобы его узнал мир. Я искренне не понимаю, почему цены на работы советских импрессионистов на порядок отличаются от цен на работы французских. Если сравнить Кончаловского и Сезанна, разница будет в 100 раз, хотя оба — почти современники и писали в одном стиле. По моему мнению, шедевральный Кончаловский должен стоить столько же, сколько средний Сезанн", — поделился Филатов.
По его словам, потенциал роста есть у всех советских художников.
"Американцы в 90-е годы покупали советских авторов за 10-20 тысяч долларов, а теперь эти работы стоят миллионы", — отметил он.
Основатель фонда пояснил, что является сторонником популяризации советского искусства там, где это возможно.
"Будем делать передвижные выставки в России и за границей. Сейчас идут переговоры с крупным музеем на Западе о выставке Виктора Попкова. В коллекции фонда — пятнадцать его знаковых работ. Мы уже запустили издательскую программу. Книги о художниках будут выходить на нескольких языках: русском, английском, французском, китайском. Так, мы выпустили книгу Попкова сначала на русском, весной переведем на английский", — рассказал Филатов.
На счету предпринимателя немало интересных выставок. Например, выставка Николая Фешина, которая открылась весной 2012 года в Третьяковской галерее. Коллекционер не только предоставил для нее несколько уникальных работ ("Гравер", "Портрет жены художника"), но и в значительной степени спонсировал мероприятие.
Именно Филатову принадлежала идея провести в мае в Государственной Третьяковской галерее шахматный турнир между чемпионом мира Вишванатаном Анандом (Индия) и претендентом на это звание Борисом Гельфандом (Израиль). Он же совместно со своим партнером Геннадием Тимченко выступил спонсором мероприятия, выделив, в том числе, 2,6 миллиона долларов призовых.
"Благодаря шахматам, удалось привлечь внимание международной аудитории к традициям российской культуры и к русской живописи. Вы только представьте, сколько людей видели шедевры Государственной Третьяковской галереи из сюжетов, которые транслировались вместе рекламы на протяжении всего матча. Я уверен, что этот турнир послужил развитию не только шахмат, но и российской культуры", — пояснил Филатов.
Основатель фонда уверен, что, хотя его основным принципом при покупке произведений искусства остается "нравится — не нравится", собрание арт-фонда объединяет шедевры. В коллекцию уже вошли 100 работ из частной коллекции предпринимателя, а недавно прибавились еще три — скульптура-макет "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной, натюрморт "Ромашки" Николая Фешина и картина "Письмо с фронта" Александра Лактионова. За оригинал картины "Письмо с фронта" художник был в 1948 году удостоен Сталинской премии. По словам Филатова, агент, который приехал покупать Ренуара к одному клиенту на Багамы, увидел и "Письмо с фронта".
"Звонит мне, спрашивает: "Интересно?". Говорю: "Конечно". Тоже из частной коллекции ко мне попал гипсовый макет скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница", тот самый, который показывали Сталину, а потом макет стоял внутри павильона в Париже", — поделился собеседник агентства.
За каждой из работ в коллекции арт-фонда стоит интересный провенанс.
"Например, есть работа братьев Ткачевых "Прачки". В начале 90-х картина выставлялась в Киевском музее русского искусства. Во время визита на Украину премьер-министра Великобритании Джона Мейджора, Леонид Кучма подарил ему эту работу. Мейджор в свою очередь передал картину в коллекцию королевского двора, где она и была до продажи", — рассказал основатель фонда.
Непростой оказалась и история диптиха Гелия Коржева "Дезертир и прачка", который в 80-х годах выставлялся в Государственной Третьяковской Галерее.
"На этой выставке оказался Гельман Колль, и работа ему так понравилась, что он захотел ее купить. Долго уговаривали художника, сделка состоялась. Несколько лет назад Колль решил продать работу. К сожалению, диптих разделили: одна картина ушла в Швейцарию, другая — в Америку. Одну работу я перехватил, а другую, уже позже, выкупал у владельца. Теперь обе у меня", — рассказал Филатов.
Однако каким бы безупречным не казался провенанс работы, основатель фонда всегда ее проверяет. Причем доверяет исключительно экспертизе лондонской компании ArtAccess & ResearchLtd, так как точно уверен — с их экспертизой на руках выиграет любой лондонский суд.
"Компания делает не только химико-технологическую экспертизу, но и смотрит структуру мазка, которую практически невозможно подделать", — отметил коллекционер.
Филатов признался, что таким образом заработал репутацию на арт-рынке, и сомнительные вещи ему просто не предлагают, хотя подобная экспертиза обходится в десятки тысяч фунтов.
"С подделкой сталкивался только раз. Была фантастическая работа Грабаря с идеальным провенансом. Но проверка (делал не я, а владелец) показала, что это копия. По предположению экспертов,ее заказал кто-то из близких, а выполнена она была, предположительно, учеником Грабаря. Я всегда делаю экспертизу, даже если нет сомнений, чтобы иметь все необходимые документы на руках", — пояснил Филатов.
Сейчас экспертизу проходит еще один шедевр — работа Решетникова "Опять двойка" — та самая, из учебника "Родная речь". Картина осталась в семье, а ее авторскую копию художник написал для Третьяковки.