МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости, Светлана Янкина. Шедевр да Винчи "Кодекс о полете птиц", привезенный из туринской Королевской библиотеки, покажут в столичном ГМИИ им. Пушкина в рамках посвященной итальянскому рисунку выставки, открывающейся в субботу.
Арт-гид: Чарли Чаплин и советский дизайн как он есть >>
У этой работы, представляющей из себя небольшую тетрадь с записями и зарисовками да Винчи о полете птиц, богатейшая, полная невероятных поворотов история, как и положено более чем 500-летнему шедевру. Он был и военным трофеем Наполеона, и добычей ученого-клептомана и подарком сибирского купца Федора Сабашникова итальянскому королю Умберто I. Кодекс — не единственное произведение да Винчи в собрании Королевской библиотеки, там также есть другие его работы, в том числе знаменитый автопортрет.
Графику вообще экспонировать довольно сложно, а произведения такого уровня и подавно — мало того, что прямой свет на бумагу попадать не должен, а температура вокруг должна быть порядка 20 градусов, так и все показания датчиков в онлайн режиме передаются из московского музея туринским хранителям. Такие меры предпринимаются не зря, ведь по самым скромным оценкам экспертов "Кодекс" оценивается в 30 миллионов долларов — именно за столько в 1994 году был продан так называемый "Лестерский кодекс" (Трактат да Винчи о воде, земле и небесных телах), который из коллекции Арманда Хаммера перешел в собрание Билла Гейтса. С тех пор ничего подобного на открытых торгах не появлялось.
Ценно это произведение еще и тем, что именно на его 18 листах ученый впервые обосновал возможность полета человека и определил развитие науки о воздухоплавании на ближайшие столетия.
В той части экспозиции, где демонстрируется кодекс, можно изучить его историю и даже полистать с помощью сенсорных экранов.
Выставка "Пять веков итальянского рисунка" подводит итог большой научной работы и выхода в свет трех томов научного каталога этой части коллекции ГМИИ им. Пушкина. В общей сложности в Белом зале и колоннаде представлено порядка 250 графических произведений, от начала XVI до конца ХХ века. Здесь можно увидеть и один из шедевров собрания музея — двусторонний рисунок Витторе Карпаччо, выполненный около 1505 года, работы Джованни Баттисты и Доменико Тьеполо, одного из лучших венецианских ведутистов — Франческо Гварди, а также Амадео Модильяни и Джорджо де Кирико.
Одновременно с выставкой в ГМИИ стартует фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Таким образом, традиционный музыкальный форум пройдет в антураже итальянской графики, что определенным образом скажется и на его программе, в которую включены произведения итальянских композиторов.