МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости, Тамара Бараненкова. В Мультимедиа Арт Музей привезли выставку о человеке, благодаря которому "в XX веке кинематограф стал искусством" — Чарли Чаплине. Такое определение актер, сценарист и режиссер получил в 1972-м году, когда его награждали почетной статуэткой "Оскар" за вклад в развитие кино.
Арт-гид: Чарли Чаплин и советский дизайн как он есть >>
К тому времени, правда, Чаплин успел лишиться американской визы из-за обвинений в сочувствии идеям коммунизма, навсегда покинуть Штаты, объявив, что Голливуд с его штампованным кинематографом умирает, и двадцать лет прожить в Швейцарии. Рассказанная же на выставке история начинается куда как раньше – с 10-х годов позапрошлого века, когда миру впервые явился маленький бродяга, за пару лет ставший в Америке знаменитостью номер один.
На выставке представлено две сотни фотографии из частных архивов и архивов кинокомпаний, афиши и обложки журналов, кинокадры, дающие представление о его самых значительных работах и первых короткометражках и редкая семейная хроника, которая позволяет воочию убедиться, что мир маленького бродяги в котелке и со смешными усиками был куда больше привычного экранного образа.
Создавал экспозицию Сэм Стурдзе, директор Музея Д'Элизе в Лозанне – тот самый, что делал здесь же, в МАММе, выставку "Феллини Гранд-парад". Очередность на самом деле была другой, рассказал куратор РИА Новости: сначала появилась о Чарли Чаплине, впервые показанная в Париже, а потом, как продолжение темы кино — посвящение мастеру итальянского неореализма.
"Чаплин был не только великим актером, он был еще и великим режиссером, он был и перед камерой, и за камерой, — рассказал Стурдзе. – Делая выставку, я хотел показать, как возникал миф о Чарли Чаплине, а этот миф строился на картинке, поэтому здесь нет привычных экспонатов, костюмов или усов – только видео и фотографии, многие из которых уникальны и показываются впервые".
Поэтому экспозиция, которая охватывает все периоды творчества Чаплина, построена не хронологически, а тематически – первый зал, где разместилась выставка, поделен на разделы "Создание персонажа", "Слава", "Хореография движения" и "Чаплин за работой". Вторая часть экспозиции, приближающаяся к Чаплину-личности, состоит из тем "Убеждения" и "Речь". Первая рассказывает о политических и общественных взглядах Чаплина, отразившихся в кино и стоивших отъезда из США, вторая — про отношения актера со звуковым кино и про то, как его герой заговорил и запел. Произошло это далеко не сразу: с появление звука Чаплин долго не отходил от привычной манеры и только в фильме "Великий диктатор" зрители впервые услышали его голос.
Много шума из ничего, или Вся правда о звуках в кинематографе >>
На выставке можно узнать, как появилась его знаменитая походка, почему Чарли Чаплин судился с Чарли Аплиным и как из первых фильмов, где его герой был коварным хитрецом, воришкой и любителем чужих жен на свет появился тот самый добродушный чудак из "Огней большого города".
"Я думаю, что Чарли Чаплин был талантом, который появился в нужное время в нужном месте, — рассказал РИА Новости куратор, — Если бы Чаплин родился до изобретения кино или после того, как кинематограф стал звуковым, все было бы иначе. В своих фильмах Чаплин соединил классику и модерн, кино с комедией дель арте, с пантомимой, и благодаря этому сочетанию создал уникальный стиль, который был готов воспринять весь мир".
Талантом рассказывать истории мимикой, движением, жестами Чарли Чаплин во многом обязан опыту работы в лондонской театральной труппе Фреда Карно, которая создавала скетчи и пантомимы для мюзик-холлов. Когда в 1912-м году она приехала на гастроли в США, Чаплина заметила и пригласила на работу киностудия "Кинстоун", где только за первый год он снялся в тридцати пяти короткометражных картинах, например, "Детских автомобильных гонках", "Необыкновенно затруднительном положении Мэйбл" и "Катке". Об этом периоде рассказывают впервые показанные снимки из Кинстоунского альбома — фотограммы с текстами об истории создания этих короткометражных картин.
Потом, когда рамки чужой киностудии стали ему тесными, Чаплин покинул "Кинстоун" и открыл собственную. В это время он превратился в звезду такого масштаба, что в стране устраивали конкурсы его двойников, а самому актеру иногда приходилось выходить на железнодорожной станции пораньше, чтобы не попасть в руки многотысячной толпы.
На студии "Юнайтед артист", где Чаплин выступал не только как актер, но и как режиссер, и продюсер, он снял несколько десятков картин, среди которых были "Цирк", "Огни рампы", "Золотая лихорадка", "Новые времена" и "Огни большого города". На выставке есть эпизод, не вошедший в окончательную версию фильма: Бродяга безуспешно пытается своей тросточкой достать из-под решетки кусок трубы. На другом экране показывают недавно обнаруженные документальные цветные кадры, домашнее видео, сделанное в 1950-60-е. На них седой Чаплин вместе со своими внуками воспроизводит фокусы из своих старых фильмов – немых, но уже почти на столетие переживших самого великого немого.