МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Подведомственные Минкультуры Государственный институт искусствознания (ГИИ) и Российский институт культурологии (РИК), по данным экспертной комиссии, затягивают публикацию глобальных исследовательских трудов, не сдают в обозначенные сроки научные работы, а темы их зачастую не соответствуют сфере культуры и искусства, что руководство этих учреждений объясняет, в частности, недостатком финансирования и обычной временной практикой для подготовки глобальных проектов.
"Проект "История русского искусства" является научным долгостроем. Сообщения о том, что "продолжена интенсивная работа" над отдельными главами одних и тех же томов, кочуют из отчета в отчет. Из года в год одни и те же главы "редактируются", "дорабатываются" и "подвергаются рекомпозиции", однако новые тома в свет не выходят", — говорится в оказавшемся в распоряжении РИА Новости отчете независимой экспертизы, который будет передан в Минкультуры.
Со своей стороны, директор ГИИ Дмитрий Трубочкин объяснил, что такую масштабную исследовательскую работу в течение короткого времени провести невозможно.
"То, что это — научный долгострой, вещь спорная, тома такого масштаба быстро не пишутся. Например, работа над "Историей русского искусства" Грабаря заняла порядка четверти века, и в нее вошло 15 томов, а мы задумали 22. При этом каждый том больше "грабаревского" раза в четыре, и завершить всю работу мы планируем к 2022 году", — рассказал он.
По словам директора ГИИ, если рецензенты считают, что статьи надо перекомпоновать или переделать, то ничего удивительного в этом нет, хотя это и затягивает сроки работы.
"Без этого не будет достойного уровня. Хотя и бывает, что после рецензентов тома переделываются несколько месяцев из-за больших авторских статей, огромного иллюстративного ряда и подробнейшего хронологического научного аппарата. Все это нормально, — говорит собеседник агентства. — У нас готова и полностью сверстана первая часть второго тома, и мы полгода пытаемся добиться финансирования ее публикации под эгидой Минкультуры. Поэтому мы пошли по другому пути — так как уже есть два крупных тома, мы ищем спонсоров, чтобы их издать. Так что на спонсорские деньги скоро выпустим первую часть второго тома".
Трубочкин добавил, что на издание двух тысяч экземпляров этой книги они запрашивали два миллиона рублей, а вместо этого им было выделено 270 тысяч рублей.
Также в отчете экспертов говорится, что свыше 90 процентов от общего числа работ по истории отечественного искусства посвящены советскому и постсоветскому искусству, в то время как по истории искусства XVIII века за последние два года предпринято четыре исследования.
"Надо смотреть на качество работ и уровень их фундаментальности. Советское и постсоветское искусство сейчас исследуется без возможности написания основополагающих трудов, поскольку это недалекая эпоха. Вместе с тем, если посмотреть на книгу о русском фарфоре XVIII века, мощную документальную хронику по театру эпохи Екатерины и Елизаветы, то это дорогого стоит", — пояснил директор ГИИ.
Также в отчете упоминаются проект составления свода памятников, начавшийся еще в 1960-х годах, и реестр объектов культурного наследия. В первом случае, отмечается в исследовании, сорван выпуск очередной книги (в целом они не выходят с 2009 года), а в другом заполнять документ предлагается при помощи волонтеров, в то время как по разным оценкам завершение этой работы при мобилизации всех сил института заняло бы от девяти месяцев до полутора лет.
"Мы нашли финансирование книгоиздания по своду памятников и в ближайшее время рассчитываем увидеть сразу два тома, которые ожидают своей готовности уже давно. Что касается реестра, то это государственная база данных, где все должно быть составлено образцово, а сделать это сможет искусствовед, но никак не волонтер", — сказал Трубочкин.
Что касается Российского института культурологии (РИК), то в списке тем научных исследований встречаются те, что названы "парадоксальными" с точки зрения оценки их актуальности и научной ценности — это, например, "Техника художественного транса", "Лингвокультурные особенности коммуникации и космический субъект" и "Введение в шизореальность", а сроки выполнения научно-исследовательских работ сильно затянуты.
"Зачастую, если грубо разделить количество знаков в итоговых отчетах на количество рабочих дней в году, получается, что в течение рабочего дня исследователь должен написать от 100 до 300 букв. Необходимо подчеркнуть, что сроки выполнения многих исследовательских работ в плане РИК на 2012 год обозначены 2012-м годом, а в плане того же института на 2013 год сроки по тем же работам сдвинуты на 2015 или даже на 2018 годы", — говорится в отчете.
Вместе с тем, в ГИИ и РИК только на зарплаты выделяется 74,5 и 45,3 миллиона рублей соответственно, а на исследование каждой темы — 200-300 тысяч рублей в год при том, что она изучается, как правило, несколько лет. Например, на "Введение в шизореальность" и "Теорию и практику организации сайтов по дайвингу", по данным отчета, было направлено порядка полумиллиона рублей.
Комментарии руководства РИКа РИА Новости пока получить не удалось.
В Минкультуры отказались комментировать эту информацию, сообщив, что как раз сейчас рабочая группа Общественного совета ведомства по науке и образованию в сфере культуры рассматривает деятельность НИИ.
В подчинении у министерства культуры находятся пять научно-исследовательских бюджетных учреждений.