МОСКВА, 17 окт - РИА Новости, Светлана Янкина. Студия итальянского архитектора Габриеле Филиппини при участии российских коллег и британского режиссера и художника Питера Гринуэя превратит Государственный музей Булгакова в пространство спецэффектов, в котором появится парящий над землей выставочный зал и киоск с абрикосовой водой.
Студия Филлипини в команде с пейзажистом Ольгой Москвиной, ставшей руководителем творческой группы, выиграла конкурс на разработку концепции развития музея Булгакова, который находится в Москве на всем известных по книге "Мастер и Маргарита" Патриарших прудах. Помимо Филиппини и Москвиной, в творческую группу вошли издатель и специалист по творчеству Булгакова Джорджо Пантанелли и дизайнер выставочных пространств и музеев Маурицио Морини. Он, в свою очередь, работает в сотрудничестве с Гринуэем - одним из их последних совместных проектов стала выставка "Дублируя да Винчи: искусство клонирования шедевра", которая прошла в нью-йоркском "Арсенале".
"Гринуэй дал согласие на работу над этим проектом еще на стадии подачи заявки. У нас уже есть проект экспозиции, некое наше видение того, какие ощущения мы хотим создать и какие эмоции вызвать, когда будут включены спецэффекты. Он не будет изменять написанный нами сценарий, но он должен посоветовать, как сделать его наиболее эффектным с точки зрения визуального впечатления, поскольку он живет превращением эмоций в изображения и у него большой опыт по этой части", - рассказала РИА Новости Москвина.
Итальянская команда видит Булгаковский дом как парк-музей, то есть выставочное пространство не будет замкнуто в квартире на Большой Садовой, а выйдет в городскую среду, по-новому формулируя ее смысл.
"Когда вы идете по Флоренции или по Урбино, вы видите, что это средневековые города, где рождалась культура - это чувствуется по всему, что там есть, - в свою очередь, поделился с РИА Новости Филлипини. - Москва - один из самых великих городов в мире с точки зрения литературы, но сейчас это не всегда видно, а нужно бы усилить этот аспект".
На Большой Садовой стоит дом здоровый
Так писал Булгаков в письме своей сестре Надежде о своем новом месте жительства, куда позже он "поселил" Воланда и его свиту и где в 2007 году был учрежден музей писателя.
"Сейчас музей немного дикий - люди приходят, бродят там, наслаждаются - и это тоже может быть. В нашем видении, если мы должны превратить этот музей в музей более серьезного уровня, такого быть не может", - отметила Москвина, добавив при этом, что творческая группа собирается работать в тесном контакте и с бывшим директором музея Инной Мишиной, с и главой фонда Булгакова Валентиной Дименко - сейчас команде предстоит изучить все, что было сделано до объявления результатов конкурса.
Музейное пространство будет переформатировано - новейшими экспозиционными средствами там будут соединены биографии самого писателя, персонажей "Мастера и Маргариты" и история дома. Например, в первой части "повествования" посетители окажутся в квартире, используемой в качестве коммуналки, где появляется Воланд, и одновременно - вне ее стен и прослеживают жизнь Булгакова от Киева до Москвы.
При этом в музее постоянно будет возникать эффект узнавания, поскольку в комнатах разместятся часы с маятником, замершие на полуночи во время "бала у сатаны", клетчатый пиджак Коровина, подсолнечное масло Аннушки и так далее.
Также там появятся книжный магазин и комната для экскурсоводов и охраны. Движение людей, которых по музею будут водить гиды-актеры с костюмах персонажей "Мастера и Маргариты", изменится, выход организуют в новом месте во избежание толчеи на входе, в пролете между четвертым и пятым этажами развернется постоянная экспозиция "История музея Булгакова", а во дворе появится киоск по продаже электронных билетов и предметы 20-х годов XX века.
"Люди никогда не должны стоять в очереди и ничего не делать, поэтому лестничную часть мы превратим в информационный элемент, где будет рассказано о доме, о музее. Еще предстоит выяснить, насколько это возможно", - рассказала Москвина, добавив, что они рассчитывают на 300 - максимум 450 посетителей в день, больше музей принять просто не в состоянии.
Помимо развлечений, создатели новой концепции предусмотрели серьезную научную составляющую, без которой немыслим ни один музей. В соседней квартире напротив музея появится центр документации, где разместится цифровой и бумажный архив всех произведений писателя, в том числе издания на иностранных языках, а фонд займется международной деятельностью и работой со стратегическими партнерами.
"Фонд Булгакова уже существует. Может быть, это иная форма, чем принята для литературных фондов во всем мире, но мы с уважением относимся ко всему этому, потому что это - вклад конкретного человека. Мы постараемся войти в этот процесс как можно более деликатно", - рассказала руководитель творческой группы.
По ее словам, они разработали также план действий на переходный период: сначала под центр документации реставрируется квартира, где оборудуется отдельное хранилище, куда из музея будут переведены экспонаты на время реставрации той самой "нехорошей квартиры".
"Может быть, это будет сделано в виде выставки. Все будет решаться с сотрудниками музея", - сказала Москвина.
Танцы на воде
Предложение устроить театр-музей на Патриарших и занять городские пространства не все восприняли однозначно - некоторые москвичи после оглашения результатов конкурса стали выражать через социальные сети свою обеспокоенность предстоящими переменами на Патриарших. Филиппини заверил, что поводов для беспокойства нет - представления на пруду, которые предлагает устраивать его студия, будут проводиться на временном понтоне - по мере необходимости он будет монтироваться и с окончанием представления разбираться, а новый выставочный павильон может разместиться не вблизи Садового кольца между музеем и Патриаршими, а в другом месте. Он задумывается как экспериментальный центр с анимированными зеркалами, аудиовизуальными панелями и проекциями. Искусство там может не только демонстрироваться, но и создаваться, причем предпочтение будет отдаваться его новым формам, а координировать все действия будет специальная группа.
"Если бы сегодня писатель был бы жив, наверняка он делал бы перформансы или мультимедийные инсталляции. В то время, как основная экспозиция музея и центр документации относятся к Булгакову, который был, то эта площадка относится к нему так, будто он живет сегодня. Проекты, так или иначе, должны быть вдохновлены его творчеством", - пояснил собеседник агентства.
Вместе с тем, отмечает он, существующий на данный момент проект - "это предложение, рамочная концепция, ничего еще не согласовано".
"В идеале было бы задействовать именно те места, что мы указали - Патриаршие пруды и сквер, но это не условие, что именно это и в такой форме должно быть реализовано. Пока мы попросили у организаторов конкурса устроить нам рабочий стол, где можно обсудить наш проект. Мы считаем, что к участию в его разработке следует привлечь максимальное число заинтересованных людей, которые могли бы вносить свои предложения", - рассказал Филиппини. Его команда приедет в Москву 1 ноября и за месяц подготовит окончательный вариант концепции, на основе которой департамент культуры Москвы примет решение о назначении нового руководства музея.
Тайное становится явным
Студия Филиппини - практически тайное общество с минимальным основным штатом, где специалисты собираются вместе для реализации какого-то конкретного проекта. Информации в интернете о них - минимум, а собственного сайта и вовсе нет.
"Когда вы становитесь публичным человеком, начинается суета и времени на работу и спокойное творчество практически не остается", - объяснила политику студии Москвина и добавила, что они раскрыли свое инкогнито по просьбе организаторов конкурса - таково было их условие.
Между тем, опыт в музеестроительстве и участии в культурных инициативах у студии обширный. Например, по заказу ЕЭС был реализован проект сети музеев итальянского региона Марке, в который также вошли национальные парки. На этой "матрице" позже возник литературный парк-музей Джакомо Леопарди, чьи стихи переводила на русский язык Анна Ахматова - им, правда, уже занимались другие люди.
Кроме того, группа архитектора Филиппини задействована еще в одном российском конкурсе - на разработку концепции территории арт-резиденций в проекте "Никола-Ленивец", а ее основатель знает о доме на Большой Садовой не понаслышке: в начале 90-х годов, когда здание планировалось перестраивать, он провел там немало времени.