МОСКВА, 5 июл - РИА Новости, Анастасия Бартенева. Центральный совет "Всероссийского педагогического собрания" (ВПС) представил свой список из рекомендованных к прочтению ста книг на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы на основе предложений регионов.
Президент России Владимир Путин в конце января 2012 года в предвыборной статье "Россия: национальный вопрос", опубликованной в "Независимой газете", предлагал опросить отечественных культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Президент писал, что гармоничное развитие поликультурной общности опирается на российскую культуру, историю, тип идентичности.
В министерстве образования РФ подтвердили, что знают о списке, подготовленном педагогической общественностью, однако пока не могут прокомментировать его дальнейшую судьбу. Также пока в министерстве не знают, когда появится официальный список "обязательных" книг.
Какие книги вошли
Список книг, предложенный ВПС, разбит на классы со второго по одиннадцатый. С третьего начинается деление на русскую и зарубежную литературу.
Так, для учеников второго класса предлагаются "Аисты и лягушки" Сергея Михалкова, "Самое главное" Михаила Зощенко, "Вредные советы" Григория Остера.
Ученикам третьего класса рекомендованы, например, русская народная сказка "Сивка-Бурка", "Акула" Льва Толстого, "Мальчик-с-пальчик" Шарля Перро.
В список для четвероклассников вошли "Денискины сказки" Виктора Драгунского, "Приключения Тома Сойера" Марка Твена, детский журнал "ГЕОленок".
Пятиклассникам предлагаются "Спящая царевна" Василия Жуковского, "Майская ночь, или Утопленница" Николая Гоголя, "Хоббит, или туда и обратно" Джона Толкина.
Для шестых классов: "Мальчик у Христа на Елке" Федора Достоевского, "Мещерская сторона" Константина Паустовского, "Овальный портрет" Эдгара По.
Седьмым классам рекомендуются такие произведения, как "Детство" Льва Толстого, "Сны Чанга" Ивана Бунина, "Война миров" Герберта Уэллса.
Восьмиклассникам предложены "Мой Пушкин" Марины Цветаевой, "Человек, который смеется" Виктора Гюго, "Под палубным тентом" Джека Лондона.
Девятым классам: "Медведь" Антона Чехова, "Похождения Чичикова" Михаила Булгакова, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха.
Десятиклассникам рекомендованы: "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина, "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, "Убийство на улице Морг" Эдгара По.
Для обязательного чтения одиннадцатым классам предлагаются, например, "Тихий Дон" Михаила Шолохова, авторская песня Владимира Высоцкого, стихотворения о войне Константина Симонова.
Как выбирали произведения
На Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы председатель педагогического собрания профессор Валентина Иванова рассказала о том, как проходил отбор произведений, попавших в список.
По ее словам, работа по созданию списка ста книг велась с региональными педагогическими собраниями с февраля 2012 года. Однако учителя из регионов сообщили, что в самой брошюре отсутствуют сведения о привлечении к работе нескольких областей.
"Мы получали от регионов предложения. Наибольшее количество голосов за то или иное произведение позволяло включить его в список", - сообщила на съезде Иванова.
По ее словам, список еще должен обсуждаться с учителями и родителями, важно подключение региональных структур и министерства образования РФ.
Неточности
Представители ВПС считают, что список из ста книг должен стать основой российской культурной идентичности. В перечне предложенной литературы для большинства классов преобладают произведения русских авторов, однако, например, в списке для восьмиклассников преимущество у зарубежной литературы.
"Если посмотреть на соотношение в списке русской и зарубежной литературы, то для учеников шестого класса предлагается 17:14 соответственно, в седьмых - 17:13, а в восьмых только 7:23. Как это соотносится с российской идентичностью?" - поинтересовался учитель истории и обществознания гимназии №44 города Ульяновска Юрий Латышев.
Он добавил, что сохранение национальной культуры должно быть первостепенно.
Принуждения не должно быть
Часть участников съезда учителей русского языка и литературы поддержали идею списка, считая, что он способствует развитию учеников.
"Сто предложных книг - это книги, которые действительно нужно прочитать. Душа должна трудиться и изучать, что предлагает наша система образования", - высказала мнение учитель русского языка и литературы СОШ №1 имени Пришвина города Елец Татьяна Исаева.
Однако многие также высказались, что, если дополнительный перечень книг станет принудительным для прочтения, школьники не станут больше приучаться к литературе, это вызовет обратную реакцию.
Почему дети стесняются читать. Авторская колонка Дмитрия Бабича >>
"Я категорически против идеи о списке ста книг для обязательного чтения. Принуждение к прочтению книг может привести к отвращению", - сказал лауреат гранта правительства Москвы, лауреат президентской премии учитель литературы Александр Закуренко.
По его словам, лучше два месяца читать один художественный текст, чем идти по списку, внедренному не вполне профессиональными мнениями. Он добавил, что неторопливое вдумчивое чтение приносит больше пользы.
"Я вижу этот список впервые. Наши ученики, к сожалению, в основном не читают большие по объему произведения, если с них будут требовать чтение еще ста книг помимо основной программы, это вызовет, наоборот, отторжение. Современные дети не любят, когда на них давят", - сказала учитель русского языка и литературы в республике Саха (Якутия) Евдокия Борисова.
По ее мнению, школам нужен список основной литературы, но он существует уже сейчас, а дополнительные произведения учителя должны рекомендовать, а не принуждать к ним.