МОСКВА, 24 июня - РИА Новости. Наталия Курова. Генеральная репетиция оперы "Чародейка" Петра Ильича Чайковского, которая практически неизвестна в Европе и не часто появляется в репертуаре российских театров, прошла в субботу на Основной сцене исторического здания Большого театра.
Премьерой "Чародейки", которая состоится 26 июня, Большой завершает нынешний сезон.
Такого оперного спектакля давно ждали от Большого его поклонники. И, как будто предугадывая творческую удачу, публики собралось в этот вечер казалось больше, чем может вместить театр. Партер, ложи и ярусы до самого потолка были заполнены желающими увидеть и услышать русский оперный шедевр, из ряда тех спектаклей, что составляли славу Большого - мощный красивый, гармоничный.
"Сегодня у нас - знаменательное событие - премьера оперы Чайковского "Чародейка", - сказал перед началом генеральный директор Большого Анатолий Иксанов. - Ведь ставить русские оперы - в этом заключается главная миссия Большого театра. И замечательно, что в создании спектакля принимала участие высококлассная творческая команда во главе с дирижером Александром Лазаревым, режиссером Александром Тителем, художником Валерием Левенталем и, конечно, прекрасными певцами Большого - опытными и молодежью".
Вероятно, эти имена на афише и давали уверенность в том, что на этот раз состоится то, о чем так соскучились давние почитатели оперы. А те счастливчики, чья встреча с оперой состоится на этом спектакле, полюбят ее навсегда.
"Могучая кучка" в составе Лазарева, Левенталя и Тителя не впервые работает вместе. Известные не только в России, но и в мире - дирижер Лазарев многие годы был главным дирижером Большого театра, а сценограф Валерий Левенталь - главным художником. Александр Титель, который является художественным руководителем и главным режиссером в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, поставил в Большом два спектакля: "Игрок" с Рождественским и Боровским и "Ночь перед Рождеством" вместе с Лазаревым и Левенталем.
"Чародейка" была интересна Лазареву, и он увлек нас с художником, - сказал Александр Титель. - Действительно, у оперы не очень счастливая сценическая судьба, она редко ставится, и наша постановка - шаг на пути популяризации прекрасного творения Чайковского. Надеемся, что спектакль придется по сердцу и зрителям. Это традиционная классическая постановка. Я всегда готов и люблю экспериментировать, но здесь захотелось создать такой наивный "старый" театр, где действовали бы живые люди".
На сцене не лубочная, а истинная Русь - строгая, суровая красота русской природы, которую олицетворяет ее душа - великая Волга. Река совсем живая - то тихо плещется, то вздымается волнами, предвещая страшные события. Волга, освещенная утренним светом и знаменитыми вечерними закатами. Это чудное творение творческого тандема Левенталя и художника по свету Дамира Исмагилова, мастера своего дела, которого заполучить мечтает каждый театр.
Действие оперы происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти ХY века. В основу сюжета автор пьесы известный драматург 80-х годов ХIХ века Ипполит Шпажинский положил древнее нижегородское предание о трагической истории, в центре которой любовный четырехугольник. Хозяйка заезжего двора Настасья любит сына князя Курлятева, который сам влюбляется в нее. Княгиня, узнав, что Настасья разлучила ее с мужем и сыном, решает ее отравить, князь, приревновав сына к Настасье, убивает его, а сам сходит с ума.
Вот такие нешуточные шекспировские страсти кипят на сцене, где певцы не только своим вокалом, но и актерской игрой настолько проникновенно воплощают образы своих героев, что зрители замирают, сопереживая тому, что происходит на сцене, и в зале воцаряется та удивительная и самая дорогая для театра тишина.
Борис Асафьев говорил, что "Чародейка" "была первым по своей целеустремленности русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре". "Именно романом - с природой,... с русской гульбой,... с жестокой ревностью и местью, с жуткой страстью сильных, суровых характеров. С преклонением перед красотой..."
Либретто оперы неоднократно подвергалось коренной переделке, и главные изменения связаны с переосмыслением характера героини оперы Настасьи. Чайковский писал, что "в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота.... Сила эта в любви..."
Певцы, с которыми довелось побеседовать перед спектаклем, уверены в том, что опера будет интересна сегодняшнему зрителю, потому что жизнь, быт, нравы меняются, а чувства остаются теми же - любовь, измена, ревность не покидают человека.
В числе исполнителей "Чародейки": Мария Горелова, Светлана Касьян, Владислав Сулимский, Елена Манистина, Эдуард Мартынюк, Татьяна Ерастова, Анна Нечаева, Валерий Алексеев, Алексей Шишляев и другие.
Знаменитый бас Большого театра Владимир Маторин (он поет в "Чародейке" партию старого дьяка Мамырова) сказал: "Постановка трудна, но приводит в восторг звучание оркестра под руководством Лазарева, красота декораций Левенталя с русским пейзажем, с Волгой. Это не просто красивая картинка с красивой музыкой. На подходе еще один русский оперный шедевр, и я рад участвовать в его создании".
Генеральная репетиция прошла, как настоящая премьера - в конце зрители долго аплодировали, кричали "браво", благодарили всех участников за праздник, который они подарили. Будущие зрители спектакля - и те, кто приходит слушать музыку, и те, кому особенно интересны голоса, и те, кто любит красивые декорации - все получат то, что ожидали даже больше.