МОСКВА, 21 мая - РИА Новости. За четыре года, проведенных Александром Авдеевым на посту главы министерства культуры РФ, ведомству удалось привлечь внимание главы правительства, увеличить свое финансирование, дожить до конца пары строек века, поучаствовать в нескольких скандалах и дать повод для многих бурных дискуссий. РИА Новости подвело итоги по основным сюжетам, развивающимся в ведомстве при Авдееве, который пообещал в марте, что после формирования нового правительства на пост не вернется.
Ведомство до и после
Дату назначения министром культуры России Александра Авдеева можно также считать днем рождения самого министерства в его нынешнем виде. Существовавшее до 12 мая 2008 года Министерство культуры и массовых коммуникаций разделили на две части - связь и массовые коммуникации отделили и вручили Игорю Щеголеву. Одновременно в Минкультуры передали Службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Архивное агентство, а также функции Федерального агентства по культуре и кинематографии. Таким образом, министерство расширило свои полномочия, а в начале прошлого года президент подписал указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) с передачей ее функций в Минкультуры.
Новая структура ведомства была утверждена в августе, вскоре произошла рокировка - главу думского комитета по культуре Григория Ивлиева в ранге замминистра перебросили в Минкультуры, а его пост занял Станислав Говорухин, режиссер и руководитель предвыборного штаба Владимира Путина.
Сейчас ходят упорные слухи о том, что часть функций Минкомсвязи снова возьмет на себя Минкультуры. Прежде всего, речь идет об издательской деятельности, которой сейчас ведает Роспечать. Очевидно, перемены продолжатся.
Посчитали - прослезились
Александр Авдеев, как и его коллеги во всех без исключения странах мира, любил при случае сообщить, что денег на культуру угрожающе не хватает. Выкладки с выводом "нам нужно в два раза больше" глава Минкультуры РФ приводил при каждой встрече с законодателями. И каждый год его настоятельные просьбы игнорировались (просили 130 миллиардов рублей, давали - 70), а президент лишь рекомендовал "жестче выбивать" бюджет.
"Лед тронулся" весной 2011 года - совершенно неожиданно для всех участников процесса, включая, кажется, самого министра. Глава правительства за две недели успел дать целый ворох обещаний: повысить оклады библиотекарям; дать надбавки музейщикам; обеспечить музеи фондохранилищами; провести театральную реформу; профинансировать реконструкцию Александринки; обеспечить широкомасштабный юбилей Эрмитажа. С тех пор бывший премьер и нынешний президент успел еще несколько раз заявить о важности культуры для единства нации, но театральная и прочие реформы стоят на месте, а музеи, театры, киностудии продолжают громогласно жаловаться на 94-й закон, согласно которому любая художественная деятельность подразумевает бесчисленные тендеры.
Важнейшее из всех искусств
Плохи у нас дела с финансированием кино, признал глава правительства в ноябре 2009 года. Деньги уходят непонятно куда, фильмы не выходят, а те, что выходят - не зарабатывают. А если вдруг зарабатывают - умудряются порочить то самое государство, которое дало денег на съемки.
Чтобы навести в отрасли порядок, придумали прицельно окучивать коммерческий продукт, а малобюджетный арт-хаус держать на отдельной грядке. Последний оставили в ведении Минкультуры, наряду с анимацией, документалистикой, короткометражками и прочими студенческими опытами. Для первого придумали специальный Фонд социальной и экономической поддержки кино, которому дали в два раза больше, чем министерству, денег, а распределять их поставили варяга - Сергея Толстикова, на момент призвания в Фонд занимавшего довольно далекий от кинематографа пост советника председателя совета директоров ЗАО "Трансмашхолдинг".
Кинообщественность (особенно та ее часть, которую обошли финансированием) поначалу встретила реформу в штыки: говорили, что Фонд убьет фестивальное кино, что всю затею провернул Михалков, чтобы, как водится, подгрести деньги под себя. Оказалось, однако, что все по-прежнему в одной лодке. И члены михалковского Союза кинематографистов, и члены альтернативного Киносоюза признают, что в стране беда не только с финансированием, но и с кинообразованием, а глава Фонда с ними соглашается. Продюсеры всех масштабов переживают, что мало идей - и все скопом раздумывают, как бы обучить сценаристов в Голливуде. Мультипликаторы переживают, что отрасль загибается, и Фонд тут же создает специальное подразделение, посвященное детским фильмам и анимации. Коммерческие проекты наряду с артхаусными бьются за копродукцию, и Фонд лоббирует их интересы.
Правда, в итоге, получается некоторая неразбериха: продвижением нашего кинематографа за рубежом занимаются целых две структуры - международный департамент Фонда и воскрешенный министерством "Совэкспортфильм", ныне Роскино. И те, и другие устраивают стенды на международных кинофестивалях, рассказывают западным продюсерам, как полезно и выгодно отправлять съемочные группы в Россию, и перехватывают друг у друга перспективных режиссеров. Кто сработает результативнее - пока не ясно.
Однако кое-какие плоды реформа к 2012 году наконец начала приносить: на новогодних каникулах доля отечественных фильмов в общей кассе превысила 54%, в последующие месяцы наши тоже держались достойно.
Правда, банк срывают не всегда те, кого поддерживали госденьгами или критическими статьями: одним из самых прибыльных проектов первой половины года стала комедия "Тот еще Карлсон!", проигнорированная госструктурами и проклятая рецензентами.
По кирпичику
К приходу Авдеева в министерство "стройки века" - реконструкция Большого театра и возведение Второй сцены Мариинки - были уже начаты. Первую удалось завершить, несмотря на скандалы в процессе и недовольство части труппы после открытия. Вторая продолжает тянуться, регулярно порождая сенсации типа в очередной раз не сходящихся чертежей или опять выросшего бюджета.
Зато с Большим залом Консерватории справились оперативно: его действительно сдали к началу конкурса Чайковского, как и было обещано, сохранив и даже усовершенствовав акустику. Правда, по поводу дизайнерского решения мнения высказываются разные.
За эти три года со своим планами по реконструкции определились ведущие музеи столицы - Государственная Третьяковская галерея, которая, сменив директора, приступила к реализации давних планов постройки дополнительного крыла, и ГМИИ имени Пушкина, чей проект поражает не только масштабом, но и бюджетом в 22 миллиарда рублей.
Кроме того, своей стройкой обзавелся Эрмитаж - к юбилею 2014 года музей развернул работы в Главном штабе и соорудил фондохранилище в Старой деревне.
Авдеев же, несмотря на строительный бум, продолжал напоминать о плачевном состоянии большей части объектов культуры - театров, музеев, учебных заведений, библиотек и далее по списку.
Что имеем - не храним
Тема капремонта получила развитие в ходе первой со времен революции масштабной музейной проверки, спровоцированной крупной кражей из Эрмитажа. После нее решили выяснить, что и как у нас хранится.
В результате оказалось, что музейная отрасль остро нуждается и в молодых кадрах, и в деньгах для них, и, главное, в новых фондохранилищах - места не хватает даже ГМИИ им. Пушкина и музеев Московского Кремля.
Коммуналка для сокровищ: что музейщики думают о депозитариях >>
Тема депозитариев красной нитью проходила в речах министра минимум последние полтора года и, главное, дело сдвинулось с мертвой точки.
Так, в 2011 году у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Россией был привлечен заем в 100 миллионов долларов для финансирования проекта по сохранению и использованию культурного наследия. Часть средств направлена на развитие туристической инфраструктуры, часть - на реставрацию, но больше всего будет потрачено на строительство фондохранилищ.
Проект реализуется также за счет средств федерального бюджета, и в нем задействованы несколько областей на северо-западе России, в том числе Ленинградская, Новгородская, Тверская и Псковская. Планируется, что после проведения всех необходимых мероприятий, по ним пройдет комфортный туристический маршрут большой протяженности. В рамках другой программы в регионах собираются построить общие фондохранилища сразу для нескольких областных музеев. В период с 2012 по 2016 годы появится восемь таких запасников.
Музеям, базирующимся в столице, тоже повезло - для них собираются строить коммунальные депозитарии в "Сколково" и на территории Большой Москвы. Правда, конкретные места, а тем более проекты не определены и рады такой перспективе далеко не все. Так, Авдеев желал, чтобы ГМИИ им. Пушкина отправил свои фонды на выселки вместо того, чтобы строить новое хранилище вблизи главного здания на Волхонке. Директор музея Ирина Антонова отказалась от любезного предложения, напомнив, что подход в каждом конкретном случае нужен дифференцированный. Молчание пока что хранят в Музеях Кремля, для которых на Боровицком холме напротив дома Пашкова должны были построить депозитарно-выставочный центр, однако строительство заморозилось после отставки столичного градоначальника Юрия Лужкова.
На переезд пока что согласны Музей Востока и Музей архитектуры - там понимают, что конкретно в их случаях это единственный выход: неподалеку от музеев строить совершенно немыслимо, все уже занято.
Три года на арене
За прошедшие три года Минкультуры заставило сильно поволноваться все российское цирковое сообщество. Началось с кадровых перестановок: в 2009 году на заслуженный отдых отправили главу Росгосцирка Мстислава Запашного. Многие цирковые ждали этой отставки, так как старорежимный и авторитарный "хозяин" давно не вписывался в экономические и творческие реалии сегодняшнего дня. В 2010 году Минкультуры совместно с преемником Запашного Александром Калмыковым затеяло кардинальное реформирование всей цирковой системы - от экономики до творчества. Концепцию реформы в апреле этого года утвердило правительство. Основные ее пункты - выход всех цирков на самоокупаемость к 2020 году, реконструкция всех зданий и создание биржи цирковых программ, которая должна создать в отрасли здоровую конкуренцию и стимулировать творчество. И артисты, и управленцы отнеслись к этим идеям скептически. Многие цирковые также посетовали на "перегиб в сторону недвижимости": ремонту и техоснащению зданий концепция уделяет больше внимания, чем выступлениям, которые там должны происходить. К слову, на ремонты и реконструкции, по предварительным подсчетам, потребуется 26 миллиардов рублей из государственной казны.
Не цензурный орган
К приходу Авдеева в министерство самым ярким скандалом, связанным с руководством культурой, было выступление предыдущего министра Александра Соколова, назвавшего "позором для России" работу группы "Синие носы", которую должны были везти в Париж в составе выставки "Соц-арт".
Авдеев занял принципиально иную позицию: комментируя вручение премии "Инновация" радикальной арт-группе "Война" за акцию на Литейном мосту, министр заявил, что его ведомство не является цензурным органом, а потому не собирается влиять на решения экспертов, даже если с ними несогласно. Больше того, в ходе процесса над кураторами выставки "Запретное искусство" Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, обвиненными в возбуждении ненависти и вражды, министр высказался в защиту подсудимых, резонно заметив, что "общественная оценка выставки должна быть морально-этической, а не судебной".
Не менее принципиальным оказалось отношение Авдеева к самому спорному вопросу российского градостроительства - возведению башни "Газпрома" в Петербурге. Министр заявил, что небоскребу там не место, и указал на нарушения законодательства, допущенные в проекте. В итоге именно эта позиция и возобладала. Позже Авдеев начал борьбу за музей-усадьбу "Архангельское", вблизи которого хотели строить огромный торговый комплекс. Эта история решается в судебном порядке.
Ложка дегтя в перекрестных годах
Авдееву, как человеку с дипломатическим прошлым, особенно удавались масштабные международные проекты. Так, 2010 год посвятили обмену с Францией, а прошлый год был связан сразу с двумя странами - Италией и Испанией, для каждой из которых была придумана своя программа взаимных гастролей, обменов выставками и встреч.
Нынешний год посвящен культурным взаимоотношениям с Германией - здесь, правда, программа не такая насыщенная: кульминацией обещает стать выставка "Русские и немцы - 1000 лет истории, искусства и культуры", которая откроется в Москве, а затем продолжит свою работу в Берлине.
Кроме того, с успехом проводятся месячники и недели российской культуры по всему земному шару - от Ближнего Востока до Латинской Америки.
Возросшая активность министерства культуры за рубежом пока не распространилась на США: камнем преткновения стала "библиотека Шнеерсона", хранящаяся в России. По неожиданному для России решению вашингтонского суда "духовные наследники" Шнеерсона получили права на библиотеку, создав, таким образом, судебный прецедент для посягательств третьих лиц на предметы искусства, ввозимые в страну из России. После этого Минкультуры в срочном порядке свернуло программы гастролей российского искусства: все замерли в ожидании межправительственного соглашения. Когда оно будет подписано, все еще не ясно.
Богу - богово
Одной из самых спорных мер, предпринятых государством в отношении культуры, стал закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям.
Касается он, прежде всего, недвижимых объектов: самым резонансным случаем вывода музея из стен храмового комплекса стал Новодевичий монастырь, ранее входивший в состав Исторического музея. При этом закон не исключает передачи церкви экспонатов из музейного фонда в бессрочное и безвозмездное пользование. Прогремел случай с иконой Торопецкой Богоматери из Русского музея: ее сначала вывезли в недавно построенный подмосковный храм Александра Невского, а теперь собираются переместить в Торопец, в свежеотреставрированный собор.
Появление этого закона представители церкви, понятным образом, приветствуют, в то время как многие музейщики оценивают неоднозначно, считая, что нахождение музейных предметов в храмах во время богослужений может негативно отразиться на их сохранности, за которую отвечают по-прежнему они.
Законодательные меры
На передаче церкви религиозного имущества законотворчество не остановилось: при Авдееве совместными усилиями ведомства и комитета по культуре Госдумы РФ было принято несколько ключевых документов.
Согласно поправкам к 83 ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 года, учреждениям культуры предстоит перейти на одну из трех новых форм существования: либо отказаться от господдержки и перейти на самообеспечение, либо согласиться жить исключительно на госдотации, либо выбрать промежуточный вариант.
Также были приняты поправки в пресловутый закон о госзаказе (ФЗ 94) (его, правда, могут вскоре заменить на закон о Федеральной контрактной системе): отныне театры освобождаются от тендеров при заказе костюмов и декораций, а реставраторов теперь можно выбирать исходя из их профессионализма, а не только из экономической целесообразности.
Кроме того, в конце минувшего года в 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия" были приняты поправки, согласно которым специалисты в области реставрации должны раз в пять лет проходить госаттестацию в Минкультуры и получать категории в соответствии со своей квалификацией. Это, как полагают авторы законодательной инициативы, поможет предотвратить проведение некачественных работ по восстановлению памятников или же, в особо тяжелых случаях, их утрату. Совет, который подтверждает компетентность специалистов, уже начал свою работу при ведомстве.