МОСКВА, 3 мая - РИА Новости, Мария Ганиянц. Самая влиятельная ярмарка современного искусства последних лет Frieze Art Fair, которая традиционно проходит осенью в Лондоне, собирая ведущие арт-галереи и мировую элиту от Мадонны и Гвинет Пэлтроу до членов британской королевской семьи, впервые пройдет в Нью-Йорке с 4 по 7 мая в Randall's Island Park на Манхэттене.
Всего в ярмарке примут участие более 180 галерей со всего мира: много экспонентов из латинской Америки - Бразилии и Мексики, а также традиционные участники лондонской ярмарки из Европы и северо-американские галереи, редко доезжающие до США. Единственный российский участник - галерея "Риджина", которая повезет работы своих авторов, в числе которых Егор Кошелев, Сергей Зарва, Николай Бахарев и другие.
"Конечно, открытие Frieze Art Fair в Нью-Йорке - это интрига, об этом много говорят и никто не может спрогнозировать результат, но мне кажется, что наличие здесь еще одной ярмарки добавит перчика в насыщенное арт-пространство этого города, с его лучшими в мире коллекциями современного искусства и постоянными высококлассными выставками", - пояснил владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко.
Галерист признался, что участников ярмарки удивил выбор места - Randall's Island Park - это отдельный остров, расположенный довольно далеко от центра искусств.
"Но все организовано очень хорошо, каждые 15 минут курсирует речной трамвайчик, и люди смогут приезжать на ярмарку на целый день просто отдохнуть, благо погода позволяет", - пояснил Овчаренко.
Как и в Великобритании, в Нью-Йорке для ярмарки будет построен специальный шатер, который спроектирует архитектурное бюро SO-IL. В рамках Frieze Art Fair будет работать секция Frieze Frame, посвященная молодым галереям, аналогичный павильон был создан пару лет назад и в Лондоне. Кроме того, будет сад скульптур, где разместятся творения таких известных художников как Жауме Пленса (Jaume Plensa), а также Frieze Projects, некоммерческие проекты и Frieze Talks.
Очевидно, экспансию на запад подтолкнуло и то, что ярмарке Frieze в Лондоне стало тесно, ограниченное пространство в Риджентс-парк породило мощную конкуренцию, все стали пытаться попасть туда. Многие, по словам владельца галереи "Риджина", даже специально покупали вещи на аукционах и придерживали их в течение года, чтобы блеснуть на стенде во время лондонской ярмарки. Идея покорить Нью-Йорк, очевидно, подогревалась и результатами минувшего года, когда современное искусство вышло в лидеры открытых продаж, и тем, что Америка традиционно была центром спроса, прежде всего на contemporary art.
Кроме того, Frieze развивается по той же бизнес-схеме, что и ее главный конкурент - "Арт-Базель", много лет проходящую для ленивых, но денежных американских коллекционеров на курорте Майами-Бич Art Basel Miami и ставшую значимым пунктом и у туристов.
Кроме того, арт-ярмарки в последнее время становятся все более популярными и прибыльными, вытесняя привычные методы работы галерей, изрядно сдавших свои позиции после кризиса, когда аукционы переключились на частные продажи, показавшие по итогам этого года рост более чем на 60%.
Марат Гельман, недавно закрывший свою галерею в Москве, сказал ранее РИА Новости, что "галерейный мир стал неотъемлемой частью искусства лишь после Второй мировой войны". По его словам, он не исключает, что "галерея как институт, который сопровождает художественную жизнь, в будущем вообще отомрет".
Во всяком случае ситуация на арт-рынке последних лет свидетельствует о том, что галеристы, в эпоху тотальной монополии аукционов, выживают в основном не за счет продаж в галерейных пространствах, а за счет дилерства и консалтинговых услуг, которые оказывают арт-институциям и коллекционерам. Сверхприбыль от торговли искусством получает не более 10% галерей. И именно арт-ярмарки могут служить противовесом, спасающим галереи от монополии аукционов. Ведь именно основная часть продаж в галереях приходится по следам крупных ярмарок, которые выступают своего рода мощным рекламным катализатором, привлекающим коллекционеров и инвесторов. В рамках ярмарки, как своего рода гигантской выставки, коллекционер имеет возможность посмотреть на произведения искусства в контексте и сравнить разные работы одного и того же автора.
Кроме того, подобные ярмарки, как правило, сопровождают множественные мероприятия и сателлиты, которые включают в себя все окружающее музейное пространство.
Например, выставку фотографа Тарин Саймон (Taryn Simon), которая открылась в среду в музее современного искусства МоМА, можно будет обсудить с автором в рамках Frieze Talks.
Или Downtown Night, когда все галереи в нижнем Манхеттене будут открыты до двух ночи, и город превратится в одну веселую бурную вечеринку современного искусства, во время которой публика будет перетекать из одного арт-пространства в другое. А для тех, кто любит искусство не только душой, но и телом, есть шанс стать живым произведением искусства. Художник Джон Ахерн (John Ahearn) решил воскресить "Зал славы Южного Бронкса" и приглашает желающих пройти кастинг на право стать живым портретом для его перформанса, быть обернутым в пластик или обмазанным специальным гелем для моделирования.
Организаторы понимают, что удивить Нью-Йорк, в котором ярмарка современного искусства идет 365 дней в году, очень сложно, поэтому Frieze в этот раз делает ставку больше на развлечение и сюрпризы, нежели на чистую коммерцию.
Лондонскую Frieze затеяли в 2003 году молодые, радикально настроенные кураторы Аманда Шарп (Amanda Sharp) и Мэтью Слотовер (Matthew Slotover), которые издавали журнал Frieze и в его честь назвали свой новый проект. Начинание оказалось успешным: по объемам продаж лондонская ярмарка занимает второе место после швейцарской Art Basel. Начав с 28 тысяч посетителей в год, сегодня ярмарка стабильно собирает вдвое больше гостей. И продает искусства на 150-200 миллионов долларов. Следующим шагом по расширению сферы деятельности и привлечению более широкого круга покупателей станет проведение осенью этого года параллельно с ярмаркой современного искусства в Лондоне - Frieze Masters, котарая станет продавать произведения прошлых веков. Возможно, в этой части ярмарка следует за вкусами покупателей: согласно наблюдениям экспертов, те, кто начинает собирать с современное искусство, с течением времени переключается на антиквариат, увлекаясь модернистами, импрессионистами или старыми мастерами.
Но, судя по всему, на этом Frieze вряд ли остановится. Так как недавно владельцы Art Basel стали расширяться на Восток, купив арт-ярмарку в Гонконге, то не исключено, что в ближайшее время Frieze может возникнуть и в Китае, благо по итогам прошлого года Китай впервые обогнал США по объемам продаж искусства.