МОСКВА, 21 мар - РИА Новости. Смерть Тонино Гуэрры, великого итальянского художника, писателя, поэта, сценариста, которому 16 марта исполнилось 92 года, для многих в России стала личной утратой. Сам Гуэрра называл себя "русским по жене", он часто приезжал в Россию, где у него было много друзей. Все они, в разговоре с корреспондентом РИА Новости, говорили о том, каким светлым человеком был Гуэрра, как много все потеряли с его уходом - и в художественном и в человеческом плане.
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели рассказал РИА Новости, что Гуэрра, в 2005 году ставший почетным членом академии, был российским послом по культуре в Италии и инициатором открытия в этой стране филиала академии. "В Европе Гуэрра создавал уникальнейшую атмосферу русского присутствия. Он показывал, за что стоит любить российский народ и нашу школу живописи", - отметил Церетели.
Уход из жизни Гуэрры режиссер Владимир Наумов назвал "землетрясением в культуре". "Работать с Тонино, а мне судьба подарила такое счастье, было и легко и трудно, но всегда невероятно интересно. Я называл его "человеком-вдруг", - рассказал Наумов РИА Новости. - Идеи его посещали неожиданно, как-то внезапно подкрадывались и захватывали его. И он, боясь, упустить, сразу начинал об этом рассказывать. Невероятные его истории возникали, порой, из какого-то мусора, из мелочей".
Наумов сказал, что для него кончина Тонино Гуэрра - друга, уникального художника и уникальной личности - "огромная личная утрата".
"Я его знал много лет, и он не менялся в главном - в том, что он верил в людей. Ведь главное качество гения - уметь передать радость другим людям, длить ощущение счастья", - рассказал директор московского Музея кино Наум Клейман. - Он обладал потрясающим умением видеть в людях детей и даже ангелов - да он и сам был ангелом. Он так длил это ощущение счастья, что вы оставались с этим на всю жизнь. Это есть в любом его фильме, возьмите хоть "Амаркорд" Феллини".
Министр культуры Александр Авдеев в разговоре с РИА Новости сказал, что Гуэрра был наделен особым даром видеть мир только в ему присущих красках и интонациях. "Он любил Россию и провел в нашей стране много времени, в шутку говорил даже, что по жене он - русский. И Россия тоже дарила ему свою любовь, поэтому так трагична и болезненна для нас весть о том, что его нет", - сказал министр.
Актер Вениамин Смехов убежден, что это потеря для всего человечества. Но он уверен, что Гуэрру никогда не забудут: "Его фильмы и сам Тонино никуда не денутся, это было понятно всегда - это чудо, подаренное миру Богом и небом Италии, навсегда с нами".
Смехов говорит, что дружба с Гуэррой всеми воспринималась, как счастье. "Я помню, как он необыкновенно представил Славу Полунина в мэрии своего родного города. И как Слава, тоже гений, застеснялся. На таком уровне он общался со всеми - с Тарковским, с Полуниным, с Параджановым, с Любимовым - этот список его близких людей очень красивый и прекрасный. А мы все - дети фильмов, которые он сотворил с Антониони, Феллини", - отметил Смехов.
Гуэрра умер спустя всего несколько дней после своего 92-го дня рождения. Наталья Рюрикова, директор галереи "Дом Нащокина", где прошли три персональные выставки художника, рассказала РИА Новостям, что празднования всегда проходили чрезвычайно пышно и в "невероятно теплой дружеской атмосфере". Рюрикова отметила "художественную скромность" Гуэрры - к нему в гости приезжало очень много друзей из России, но он никогда не возил их по своим выставкам и не показывал построенные им фонтаны. "Гуэрра - человек, который оставил невероятно огромный след и в итальянской культуре, и в нашей. С ним ушла какая-то часть нас", - заключила Рюрикова.
Режиссер Андрей Хржановский, который несколько дней назад вернулся из Италии, описывает, как в день рождения Гуэрры в небольшом городе, недалеко от Римини, где жил писатель, прошел большой праздник: под звуки оркестра по улицам дефилировали персонажи из фильмов, сценарии к которым написал Гуэрра, - "Амаркорд", "Ночь святого Лоренцо" и многих других. "Он уже лежал в полузабытьи, не в силах пошевелить рукой, а на площади под окнами его квартиры сотни детишек собрались и играли бумажными бабочкам", - сказал Хржановский, пояснив, что бабочки были частым сюжетом рисунков Гуэрры. "Так светло жил этот человек и так много сделал. Он был мудрейшим человеком, чрезвычайно легким и артистичным невероятно. Никогда не выступал в качестве нравоучителя, но всегда старался найти элемент игры и искусства, с которым он выходил к своим друзьям",- сказал друг писателя.