МОСКВА, 2 янв - РИА Новости, Наталия Курова. Всемирно известному хореографу народному артисту СССР Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 85 лет. Но несмотря на возраст, он в работе: только что возвратил на Основную сцену недавно открывшегося после реставрации исторического здания Большого театра балет "Спящая красавица" в своей новой редакции, впереди возвращение других балетов Григоровича.
"Юрий Николаевич - феноменальный хореограф, балеты которого по сей день актуальны... Для меня это человек, сыгравший важнейшую роль в моей судьбе. Именно Юрий Николаевич пригласил меня сразу после училища в труппу Большого театра. И мне 18-летнему он доверял главные партии, что бывает редко. Отношение к Юрию Николаевичу, как к творцу, в театре всегда было в высшей степени уважительным", - сказал в интервью РИА Новости ведущий солист Большого театра Николай Цискаридзе.
"И танцовщики, и оркестр готовы были репетировать до 3 часов ночи, если это было необходимо. Григорович - никогда не был злым, но он жесткий руководитель, при котором в труппе была армейская дисциплина. Ведь балет - это и есть дисциплина, точность и красота. Победы в этом искусстве достигаются великим трудом и преодолениями", - добавил он.
Будущий великий хореограф, гений, как назвал его американский критик Клайв Барнс, родился в Ленинграде, учился хореографии в ленинградском училище (ныне Петербургская академия русского балета имени Вагановой). Григорович начинал как танцовщик в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), где оставался солистом до 1961 года.
Сочинять танцы он начал еще в юношеском возрасте. Его первыми балетами, которые имели огромный успех и принесли Григоровичу громкую славу, были "Каменный цветок" на музыку Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" на музыку Меликова (1961).
"Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в "Легенде о любви" мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ... Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами", - писала Майя Плисецкая.
Несколько лет Григорович работал главным балетмейстеров в Ленинградском театре имени Кирова, а в 1964 году стал главным балетмейстером, а затем художественным руководителем балетной труппы Большого театра и оставался им до 1995 года. В числе оригинальных спектаклей, поставленных Григоровичем в Большом: "Спартак", где блистали Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Екатерина Максимова и Наталья Бессмертнова, а также "Щелкунчик", "Иван Грозный", "Золотой век", "Ангара".
После того как Григорович оставил Большой театр, он создал новый коллектив в Краснодаре и стал его руководителем. Сейчас Григорович вновь балетмейстер в Большом.
"Юрий Николаевич Григорович - великий хореограф и грандиозная личность, человек с большой буквы, проживший в искусстве долгую и блистательную жизнь... И сегодня он целиком погружен в работу - уже возвращены на Основную сцену его "Спящая красавица" и "Щелкунчик", имеющие грандиозный успех, спектакли, на которые невозможно попасть, а через два месяца - премьера "Спартака", - сказал в интервью РИА Новости художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.
"Юбилей Юрия Николаевича - для нас значительное событие, которое мы готовимся отметить 6 января. Кроме того, в течение месяца в репертуаре Большого театра будут идти балеты Григоровича - это такой своеобразный фестиваль, который мы посвящаем творчеству мастера. В рамках юбилейного вечера, по желанию самого автора, будут показаны сюиты из трех балетов Юрия Николаевича: "Ромео и Джульетта", "Щелкунчик" и "Золотой век". На сцену выйдут лучшие исполнители, которым посчастливилось танцевать в его хореографических шедеврах", - добавил Филин.