Рейтинг@Mail.ru
Cокуров показал в Венеции неразумного Мефистофеля и живого Фауста - РИА Новости, 08.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Cокуров показал в Венеции неразумного Мефистофеля и живого Фауста

© Фото : предоставлено организаторами Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров
Кадр из фильма Фауст, режиссер Александр Сокуров
Читать ria.ru в
Дзен
В фильме "Фауст", участвующем в конкурсе Венецианского кинофестиваля, титульный герой представлен не мифологическим, а живым персонажем, тогда как Мефистофель низведен до роли ростовщика, объяснил журналистам режиссер Александр Сокуров. "Фауст для меня - фигура живая, человеческая, не мифологическая. В его судьбе есть все, что может случиться с живым человеком. И прочие персонажи тетралогии - тоже реальные, живые люди", - рассказал Сокуров.

ВЕНЕЦИЯ, 8 сен - РИА Новости, Ольга Гринкруг. В фильме "Фауст", участвующем в конкурсе Венецианского кинофестиваля, титульный герой представлен не мифологическим, а живым персонажем, тогда как Мефистофель низведен до роли ростовщика, объяснил журналистам режиссер Александр Сокуров.

"Фауст" - заключительная часть тетралогии о природе власти, задуманной Сокуровым еще в середине 1980-х годов: "Молох" (1999) был посвящен Гитлеру, "Телец" (2001) - Ленину, "Солнце" (2005) - императору Хирохите.

"Я считаю Гете и "Фауста" фундаментальным явлением, основой для всей мировой культуры XIX века. Но Фауст для меня - фигура живая, человеческая, не мифологическая. В его судьбе есть все, что может случиться с живым человеком. И прочие персонажи тетралогии - тоже реальные, живые люди", - заявил Сокуров.

Он добавил, что актера, способного сыграть живого Фауста, искал по всей Германии, Австрии, Скандинавии и Исландии, остановившись в итоге на Йоханнесе Цайлере из Венского драматического театра, который пленил режиссера органикой и профессионализмом. Роль противника заглавного героя досталась основателю театра DEREVO Антону Адасинскому, хотя его реплики в итоге пришлось переозвучивать немецкому актеру, так как съемки велись по-немецки, а Адасинский языком почти не владел.

"Язык - это характер, подтексты, эстетика, этика. Гете без немецкого языка неосуществим", - особо отметил Сокуров.

Он объяснил, что если Фауст из мифологической фигуры превращен в реальную, то "непрофессионально и непоследовательно было бы, если бы такой же трансформации не был подвергнут и персонаж Мефистофеля". В фильме вместо дьявола-искусителя фигурирует ростовщик.

"В моем представлении роль дьявольского начала решительно преувеличена. Если мы считаем, что дьявол - серьезный, большой противник, враг человека, не заблуждаемся ли мы? Ведь он решил проявить несогласие с самим богом. В этом что - есть разум? Понимание реальности? Как можно такую глупую силу считать серьезным противником? Это игра, попытка поставить между человеком и богом какой-то персонаж, на который можно списать все человеческие проблемы", - говорит Сокуров.

Режиссер подчеркнул, что работал не над экранизацией поэмы Гете, а над четвертой частью тетралогии, решая таким образом "вполне самостоятельную задачу". По его словам, тетралогия строится "как квадрат или окружность: с какой судьбы ни начни, это будут круги человеческой жизни".

"Тетралогия - опыт писателя, а не кинематографиста. Только писатель может осуществить длительное, тридцатилетнее усилие по созданию художественной среды. Для кино это нехарактерно", - признался Сокуров.

"Я не очень люблю кино, для меня все определяет литература, и опыт литературы для меня - главный опыт", - заявил он.

Вместе с тем, режиссер признал, что в кинематографе, в отличие от литературы, "огромную роль имеет материализация замысла", принципиально важен выбор среды, в которой развивается действие, ведь "натура - часть драматургии фильма".

Изначально режиссер искал места для съемок в Италии, однако на Апеннинском полуострове оказалось "слишком много совершенного, слишком много обнаруженной мысли".

Заключительные сцены снимались в Исландии, "потому что эта земля производит впечатление необъяснимое, как будто все самое страшное на нашей планете, что только можно вообразить, произошло; вы остались с кучкой народа и пытаетесь выжить. Это земля со страшным прошлым и тяжелым будущим. Места, где снимался финал, уже нет: там произошло то самое извержение, которое парализовало авиасообщение в Европе", - рассказал Сокуров.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала