МОСКВА, 8 авг - РИА Новости, Светлана Янкина. Московская биеннале современного искусства, которая пройдет в четвертый раз с 23 сентября по 30 октября, определилась со всеми участниками основного проекта "Переписывая миры", сообщил РИА Новости ее комиссар Иосиф Бакштейн.
"Всего в главной выставке биеннале примут участие 80 художников из 33 стран, российских проектов будет 12", - сказал Бакштейн.
Среди международных авторов - обладатель "Золотого льва" Венецианской арт-биеннале этого года, не так давно скончавшийся немецкий режиссер-авангардист Кристоф Шлингензиф, его соотечественники Нео Раух и Герхард Рихтер, китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, французская группа Клер Фонтэн и индийская художница Шилпа Гупта.
Что именно покажут художники, отобранные куратором основного проекта Петером Вайбелем, станет ясно ближе к открытию, но пока точно известно о содержании двух работ. Это видео 2005 года "Пекин: второе кольцо" Вэйвэя и фотопроект "Тело государства" Армина Линке. Его он готовит специально к Московской биеннале, равно как и один из основателей поп-арта британец Ричард Гамильтон, группа Random International, японский художник Манабу Икеда, австриец Мартин Вальде и аргентинец Фабиан Маркаччо. Среди российских участников главной выставки, которая разместится в Центре дизайна Artplay и ЦУМе - группы "Синий суп" и "Электробутик", а также Елена Елагина и Игорь Макаревич, Алина Гуткина, Валерий Чтак, Ольга Киселева, Таисия Короткова и другие.
"Существует негласное соглашение в международном кураторском сообществе, что местных художников в случае проведения международного проекта уровня биеннале должно быть не более 15 процентов у нас эта пропорция, равно как и на всех предыдущих биеннале, выдержана", - пояснил комиссар проекта. Прогнозируя зрительскую реакцию на представленные работы, Бакштейн напомнил, что на выставке будет соблюден баланс между высокотехнологичными проектами - как известно, Вайбель является крупным специалистом в области новых медиа - и их художественной составляющей. Поэтому слишком сложной для восприятия она не будет.
"Эти художники активно используют средства новых медиа, но у Вайбеля есть интерес не только к тому, как они это делают, но и к тем работам, которые критикуют технологические основы нашей цивилизации, поэтому на выставке будет много произведений довольно ироничных", - отметил собеседник агентства.
По его словам, в целом организаторы биеннале руководствуются "эстетическими историко-художественными соображениями" и стараются находить произведения, отражающие наиболее интересные тенденции международной художественной сцены.
На представление такого большого количества художников на должном уровне Минкультуры, как сообщалось ранее, выделило 52 миллиона рублей. Еще, по словам комиссара, 10-12 миллионов добавили национальные фонды и некоммерческие организации, которые помогают своим художникам, преимущественно европейским и американским. Спонсоры биеннале также поддерживают ее финансово, однако Бакштейн не уточнил, о какой конкретно сумме идет речь, назвав ее "относительно небольшой".
В этом году в программу биеннале вошли порядка 70 специальных проектов, а покажут их не только в Москве, но и Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Лондоне.
Первая Московская биеннале, которая прошла в 2005 году, представляла в своем основном проекте "Диалектика надежды" работы 41 художника из 22 стран мира, а всего в ее составе было более 50 выставок.
На следующей биеннале в основной проект "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" вошли произведения уже 90 художников из 20 стран. Он прошел на более чем 40 площадках, в том числе в Третьяковской галерее, центре современного искусства "Винзавод", Московском музее современного искусства, Музейном центре РГГУ. Эти проекты делали кураторские команды, в том числе Ханс-Ульрих Обрист и Даниэль Бирнбаум, занимавшие первые места в рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии британского издания ArtReview.
С 2009 года основным проектом биеннале занимается один куратор. Тогда им стал Жан-Юбер Мартен (Jean Hubert Martin), придумавший проект "Против исключений", который пользовался огромным интересом, из-за чего были продлены сроки его показа.
В общей сложности выставки 3-й Московской биеннале современного искусства, по данным организаторов, увидело порядка полумиллиона человек.