МОСКВА, 19 июл - РИА Новости. Международный конкурс Operalia, который впервые за почти 20-летнюю историю проходит в России в Московском академическом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко с 18 по 24 июля, проявил настоящих звезд оперной сцены уже на первом туре, сказал учредитель форума, легендарный певец Пласидо Доминго.
"Мне запомнилось много элементов вчерашнего прослушивания. Я очень растрогался, когда слушал некоторых из исполнителей, вплоть до слез, впечатленный силой интерпретаций кое-кого из конкурсантов", - рассказал журналистам Доминго.
По его словам, его "потрясла подготовка конкурсантов".
"Были, конечно, артисты среднего уровня, были те, слушая которых задаешься вопросом, как они вообще дошли до конкурса, но есть и такие, которые уже являются настоящими звездами. И это сразу видно", - сказал знаменитый тенор.
Он отметил, что "есть большая разница между певцом и артистом".
"Певцов много, и многие выступают на хорошем уровне и могут сделать феноменальную карьеру, однако очень мало настоящих артистов, которым на роду написано стать звездами. Я обратил внимание, что среди первой двадцатки конкурсантов, которых мы прослушали вчера, такие есть", - сказал маэстро.
В этом году на участие в конкурсе было подано более 800 заявок, после отбора осталось 40 конкурсантов из 20 стран мира, в том числе девять участников от России. Конкурс проходит в три этапа: первый тур растянется на два дня - понедельник и вторник, второй состоится в четверг, а финал пройдет в воскресенье, 24 июля.
"Вчера был первый день первого тура, и даже если сегодня конкурсантов больше не было, уже можно сказать, что мы выполнили нашу задачу - мы увидели несколько очень талантливых молодых людей. Теперь у нас есть проблема - сегодня придут еще, и нам придется отобрать из них только половину, то есть сказать 20-ти людям "до свидания", это очень тяжело", - признался Доминго.
Он отметил, что в финал войдет только десять человек - второй тур отсеет еще десяток участников.
"Хорошо, что у нас, помимо призов и наград, существует отбор на сертификацию, и многие из тех, кто не получил приз, смогут пройти обучение в одной из трех основанных мною групп - они так и называются "Группы Доминго" и занимаются подготовкой оперных исполнителей. Так что процесс выявления оперных талантов, слава богу, никогда не закончится - он вечен", - поделился артист, добавив, что собирается основать в будущем четвертую группу.
Призовой фонд Operalia составляет 175 тысяч долларов. Присуждаются первая премия (30 тысяч долларов), вторая премия (20 тысяч долларов) и третья премия (10 тысяч долларов) в номинациях "Мужской вокал" и "Женский вокал".
Кроме того, существуют дополнительные награды: Премия Биргит Нильсон лучшим певцу и певице за репертуар из опер Вагнера и Штрауса (15 тысяч долларов), Премия Пепиты Эмбил де Доминго, матери Пласидо Доминго, певице за исполнение сарсуэлы (10 тысяч долларов), Премия Пласидо Доминго-старшего, отца Пласидо Доминго, певцу за исполнение сарсуэлы (10 тысяч долларов), Премия Culturarte (10 тысяч долларов), Премия зрительских симпатий для певца и певицы в виде часов Rolex и Премия Ex aequo.
Конкурс учрежден легендарным Доминго в 1993 году. По его словам, когда форум задумывался, "главной задаче было организовать принципиально новый конкурс, который проходил бы не на каком-то одном постоянном месте, а путешествовал бы по разным городам мира". Operalia со штаб-квартирой в Париже ежегодно проводится в различных культурных столицах - от Гамбурга и Мадрида до Вашингтона и Токио. В Москву он попал после четырехлетних переговоров в юбилейных год как для самого Доминго, так и для российской оперной дивы Галины Вишневской, с которой маэстро давно дружит.
В итоге "Центру оперного пения Галины Вишневской" была поручена организация конкурса в столице, а сама Вишневская займет почетное место в составе международного жюри. Также в него должен был войти представитель нового поколения российских певцов - Дмитрий Хворостовский, однако в жюри его все-таки не оказалось.
Остальные судьи постоянно входят в состав жюри Operalia. Среди них друзья и партнеры Доминго, причем не только знаменитые артисты и дирижеры, но и крупнейшие импресарио, кастинг-директоры, руководители ведущих оперных театров мира. Такой состав маэстро, председательствующий в жюри, подбирал не случайно - после конкурса члены жюри, как правило, приглашают победителей выступить на своих сценах и принять участие в той или иной постановке. Сам Доминго - и как певец, и как дирижер, и как руководитель оперных театров в Лос-Анджелесе и Вашингтоне, - также проявляет интерес к развитию карьер участников состязания.
В свою очередь, Вишневская отметила, что "этот конкурс делает великое дело для всего оперного мира и молодых певцов, которые имеют огромные трудности, чтобы найти свое место в жизни".
По ее словам, молодой артист нередко попадает в "заколдованный круг", поскольку роли в театрах дают людям с именем, а чтобы заработать имя, нужно выступать.
"Такой конкурс как Operalia имеет огромное значение, потому что в жюри сидят представители и руководители оперных театров всего мира, которые могут услышать этих молодых певцов и приглашать к себе работать. Если мы общими усилиями будем делать общее дело становления певцов, то никакого кризиса в оперном мире не будет", - уверена артистка.
Ближе к концу пресс-конференции старые друзья Доминго и Вишневская ударились в воспоминания о совместной работе, и маэстро даже исполнил на русском языке маленький кусок из "Пиковой дамы" Чайковского. Кроме того, всемирно известный тенор также продемонстрировал свой неподражаемый голос, рассказывая о том, что часто поет при общении с одним из внуков.