МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. "Голову Медузы" прославленного барочного скульптора и архитектора Джан-Лоренцо Бернини представили в посольстве Италии в Москве в рамках перекрестного года Италии-России, передает корреспондент РИА Новости.
Созданный в 1635-1645 году бюст хранится в Риме, в Капитолийских музеях. В посольстве Италии он проведет неделю по 1 июня, а со 2 по 30 июня будет экспонироваться в ГМИИ им. Пушкина, продолжив, таким образом, серию моновыставок года Италии, которая началась с "Дамы с единорогом" Рафаэля и продолжается "Палладой и Кентавром" Боттичелли.
"Бернини-архитектор создал Рим. К сожалению, мы не могли привезти сюда целый дворец, и тогда мы решили привезти скульптуру", - объяснил, представляя шедевр Бернини, посол Италии в России Антонио Дзанарди-Ланди (Antonio Zanardi Landi).
Он добавил, что "Голова Медузы", которую многие специалисты считают портретом возлюбленной скульптора, Костанцы Бонелли, оставила след не только в истории искусства, но и в современной культуре: в шестидесятые годы она стала героем популярной детской книжки, а затем превратилась в персонажа из песен рок- и панк-групп.
"Надо было обладать особым воображением, чтобы сделать такой изысканный выбор, привезти сюда именно эту вещь - ведь в ней сосредоточена вся поэтика, весь смысл барокко", - восхитилась организаторами Года Италии директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.
По ее словам, "вся удивительная архитектурная симфония Рима концентрируется в этой маленькой головке".
"Одна из главных стилеобразующих особенностей барокко - изменение, превращение, становление нового. В данном случае - превращение страдающей, прекрасной юной девы, которая окаменевает в наказание за грехи. Эта же тема возникает у Бернини в "Аполлоне и Дафне": это тема превращения материала - в скульптуру", - продолжила Антонова.
"Медуза обычно изображалась устрашающей, но у Бернини она и прекрасна, и ужасна. В этом контрасте - весь Бернини и все искусство барокко", - подчеркнула глава музея.
В свою очередь, министр культурного наследия Италии Джанкарло Галан (Giancarlo Galan) отметил, что решение включить в программу из 550 с лишним мероприятий Года Италии показ именно этой вещи было стратегически продуманным.
"В российских музеях очень много Тинторетто и Каналетто, Кватроченто и Сеиченто, но совсем нет Бернини. Мы постарались восполнить этот пробел", - заявил он.