Рейтинг@Mail.ru
Лев Толстой и Грузия: повесть "Детство" и любовь на всю жизнь - РИА Новости, 04.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Лев Толстой и Грузия: повесть "Детство" и любовь на всю жизнь

© РИА НовостиПисатель Лев Николаевич Толстой. Февраль 1854 года. Репродукция дагерротипа. РИА Новости
Писатель Лев Николаевич Толстой. Февраль 1854 года. Репродукция дагерротипа. РИА Новости
Читать ria.ru в
Дзен
Грузия, страна солнца, 160 лет назад покорила своей красотой и гостеприимством великого русского классика - Льва Толстого, на всю жизнь оставив в сердце писателя любовь и расположение к грузинам. В середине апреля в честь этой даты на берегах Куры пройдут дни великого русского писателя.

Бесик Пипия, обозреватель РИА Новости

Грузия, страна солнца, 160 лет назад покорила своей красотой и гостеприимством великого русского классика - Льва Толстого, на всю жизнь оставив в сердце писателя любовь и расположение к грузинам. В середине апреля в честь этой даты на берегах Куры пройдут дни великого русского писателя.

"Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже", - так начинает свой дневник (30 мая 1851 года) Лев Николаевич Толстой. Решив сопровождать своего брата Николая к месту службы, Толстой очутился на Кавказе, ему шел 23-й год.

Они остановились в станице Старогладковская, проживая вместе с братом Лев Толстой стал изучать военное ремесло. Приняв участие в качестве волонтера в вылазке против чеченцев, он привлек своей храбростью внимание командующего дивизией отдельного Кавказского корпуса князя А. И. Барятинского, который предложил Толстому стать военным. И вот уже Толстой подает прошение о принятии на воинскую службу и осенью того же года (1851) отправляется вместе с братом в Тифлис для сдачи экзаменов.

Дорога из Старогладковской до Тбилиси (Тифлис) заняла неделю. Лев Николаевич в письме к своей тете Татьяне Ергольской от 12 ноября писал: "Мы действительно уехали 25-го, и после 7-дневного путешествия, скучнейшего из-за того, что едва ли не на каждой станции не оказывалось лошадей, и приятнейшего из-за красоты местности, по которой проезжали, мы прибыли 1-го числа в Тифлис".

Одним из примечательных моментов путешествия стала остановка в селении Казбеги на Военно-Грузинской дороге. Толстой увидел на горе монастырь и пожелал туда подняться. По крутому подъему длиною в два километра он вместе с сопровождавшими его грузинами прошел пешком до средневекового храма Цминда Самеба (Святая троица), расположенного на вершине горы Квена-мта.

В столице Грузии Толстой поселился в немецкой колонии. "Во-первых, это прелестное местечко, окруженное садами и виноградниками, так что здесь чувствуешь себя более в деревне, чем в городе. (Здесь еще очень жарко и ясно, не было ни снега, ни мороза до сих пор). Второе преимущество это то, я плачу здесь за две довольно чистые комнаты пять рублей серебром в месяц, тогда как в городе нельзя бы было нанять такую квартиру меньше, чем за 40 р. сер. в месяц. Сверх того, у меня бесплатная практика немецкого языка, у меня есть книги, занятия и досуг, потому что никто не приходит беспокоить меня, так что, в общем, я не скучаю", - писал Толстой в письме тете.

Еще не военный и не писатель Толстой ходит в итальянскую оперу и русский театр. "Тифлис очень цивилизованный город, очень подражающий Петербургу, и это ему удается. Избранное многолюдное общество", - отмечал он в переписке с Ергольской.

Тбилиси так понравился Льву Николаевичу, что он решил здесь остаться и устроиться на гражданскую службу, если не удастся на военную.

"Что же касается моих дальнейших планов, - писал Толстой из Тбилиси Ергольской, - то ежели я не поступлю на военную службу, я постараюсь устроиться на гражданскую, но здесь, а не в России, чтобы не говорили, что я баклуши бью. Во всяком случае, я никогда не буду раскаиваться, что приехал на Кавказ".

В письмах к тете будущий автор бессмертных романов впервые сообщает, что, следуя ее совету, он начал писать. "Так вот, я следую вашему совету, и занятия, о которых я вам писал, состоят в литературе. Я еще не знаю, появится ли когда-нибудь в свет то, что я пишу, но эта работа, которая меня занимает, и в которой я уже слишком далеко зашел, чтобы ее оставить". Тбилиси стал родиной для первого произведения Толстого - повести "Детство". В столице Грузии была проделана самая сложная часть работы. Повесть, после публикации в некрасовском журнале "Современник" в 1952 году, получает положительные отзывы со стороны уже признанных мастеров - Достоевского, Тургенева, Панаева. И уже дальше начинается путь Толстого, этапы которого вошли в историю мировой литературы.

В Тифлисе он проживет чуть более двух месяцев, но проникнется любовью к городу и Грузии на всю жизнь. При штабе артиллерийской бригады в урочище Мухровани он прошел практику "пушкарской выучки", успешно сдав военный экзамен 3 января 1852 года. Надел форменную одежду и в качестве юнкера влился в состав 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады.

Сегодня в Мухровани расквартирована десантно-штурмовая бригада внутренних войск Грузии. Здесь установлен памятник великому классику. Перед каменным взором писателя "молодые" воины до недавнего времени принимали присягу, здесь же "стариков" торжественно провожали со службы.

На протяжении всей своей жизни Толстой не забывал Грузию, интересовался происходящими там событиями, вел переписку, принимал у себя в Ясной поляне гостей из Грузии, мечтал вновь побывать в Тбилиси.

В феврале 1903 года ко Льву Николаевичу, уже знаменитому писателю, в Ясную Поляну приехали публицист и литературный критик Илья Накашидзе и его супруга писательница Нино Накашидзе. За обедом завязалась беседа и сестра Толстого, Мария Николаевна, познакомившись с Нино Накашидзе, отметила, что давно хотела познакомиться с кавказской женщиной и рада исполнению желания. В ответ Лев Толстой заметил, что Нино не кавказская женщина, а грузинка.

"Грузины не любят, когда их называют кавказцами. Грузинский народ - древний народ. Маша, ты помнишь, я тебе рассказывал, как две тысячи лет тому назад римский полководец Помпей пошел походом на Грузию, и как она оказала ему сильное сопротивление".

Прощаясь с гостями, Толстой обещал приехать в Грузию. "Возьму и приеду, вот так и сделаю", - говорил писатель. Но за оставшиеся семь лет до кончины Толстого этому желанию не суждено было сбыться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала