МОСКВА, 15 мар - РИА Новости, Оксана Прупис. Фильм "Служебный роман. Наше время", выходящий в прокат в четверг, перестал быть социальной комедией и превратился в историю любви, рассказал РИА Новости сценарист и креативный продюсер проекта Николай Ковбас.
Все реалии в картине, снятой 26-летним Сариком Андреасяном ("Лопухи", "Беременный"), переосмыслены на современный лад. Людмила Прокофьевна, которую сыграла Светлана Ходченкова, руководит не статистическим бюро, а крупным рейтинговым агентством, а ее подчиненный, Анатолий Ефремович Новосельцев в исполнении Владимира Зеленского, работает финансовым аналитиком.
Между тем пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "Сослуживцы", по которой сделан первоначальный фильм с Алисой Фрейндлих, Андреем Мягковым, Светланой Немоляевой, Олегом Басилашвили и Лией Ахеджаковой, в этом году исполняется 40 лет.
Личная история
"Когда мне было семь лет, в маленький город Чайковский, где я жил с родителями, приехала гастрольная труппа артистов из то ли ижевского, то ли пермского театра, и родители меня взяли посмотреть этих гастролеров, а играли они "Сослуживцев". Все это было очень халтурно, конечно. Но для меня это было бешеное переживание, потому что это был мой первый театральный опыт", - рассказал Ковбас РИА Новости.
Второй раз он столкнулся с пьесой Брагинского и Рязанова в ГИТИСе, где актерское мастерство ему преподавал Евгений Лазарев, исполнитель роли Юры Самохвалова в телеспектакле "Сослуживцы" 1973 года.
"Поэтому для меня это история личная. Я с удовольствием ей занимался, потому что это сюжет, который сопровождает меня всю жизнь, а Рязанов и Брагинский - несомненно, наши классики ХХ века", - признался автор римейка, добавив, что просто оторопел, когда ему предложили поработать с классическим текстом.
Сказку сделать былью
"Мы все говорим эти фразы - это наш фольклор, наш сюжет. Однако же любому сюжету свойственно развиваться", - полагает Ковбас.
"Для меня Калугина и Новосельцев - практически родственники. Конечно, интересно было посмотреть, как все это произойдет в нашей, современной Москве. Ведь когда я начинал работать над сценарием, я даже не предполагал, насколько все разовьется по-другому", - признался сценарист.
По его словам, "хорошая, честная, правильная и железобетонная" драматургия Брагинского и Рязанова в нынешних условиях начинает работать по-другому: "Люди совсем другие, реалии совсем другие, отношения совсем другие, вопросы мы ставим друг другу иные. У нас первое свидание проходит не так, как тогда проходило, как и второе, третье, десятое".
Идите вы... в бухгалтерию!
В советские времена то, что не разрешалось в серьезном кинематографе, допускалось в комедиях, напомнил Ковбас.
"Кто в тогдашнем Доме кино серьезно относился к "Служебному роману"? Благодаря этому комедии и позволяли снимать реальность советской эпохи. Только советский человек мог понять, в чем намеки были - а они были довольно жесткие", - отметил он.
"Ведь если кто помнит - такие Шурочки из месткома могли разрушить жизнь человека, потому что они могли инициировать товарищеский суд. Представляете, что было бы, если бы Шурочка устроила товарищеский суд Самохвалову? За этим последовал бы строгий выговор за аморальное поведение по партийной линии, и господин Самохвалов не то что Швейцарию - Москву уже не увидел бы! Мы понимаем, что он просто спасал свою карьеру, но сейчас этого не понимают. И даже многие взрослые люди это уже забыли", - продолжил сценарист.
Изначально он предполагал, что и в нынешней версии Шурочке будет отведена более значительная роль, однако в итоге ее сюжетные функции перешли к тренеру, который читает Калугиной курс лекций для акул бизнеса: его сыграл Иван Охлобыстин.
Значит, хорошие сапоги, надо брать!
Пол в новом фильме поменяла не только Шурочка: вместо секретарши Верочки у Ковбаса фигурирует секретарь Вадик в версии известного шоумена, резидента "Камеди Клаб" Павла Воли.
"Секретарша Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой, с ее особой органикой, для того времени смотрелась, на мой взгляд, необычно. И мы решили, что и парень на этом месте должен смотреться необычно", - рассказал сценарист.
Он признался, что к тому же сам встречал такого человека в жизни - в приемной одного большого телевизионного начальника. "Когда я его придумал, продюсеры предложили на эту роль Павла Волю, и он потрясающе с ней справился. Мне очень заметно, как он развивается как актер", - сообщил Ковбас.
Появление Вадика создатели картины также объясняют изменившимся стилем жизни. Сорок лет назад, какой бы высокий пост ни занимала женщина, невозможно было представить, чтобы у нее секретарем был мужчина.
А вот у товарища Новосельцева в этой картине не "мальчик и.. мальчик", а две девочки, причем играющие важную роль в развии сюжета - они даже дают папе советы, как правильно одеваться на свидания. Такой ход, по словам сценариста, объясняется, в частности, и тем, что девочек-актрис найти проще, чем мальчиков-актеров.
Утро в нашем учреждении начинается одинаково
В наши времена рабочий день уже не может начинаться так, как в статистическом бюро из рязановского "Служебного романа", когда сотрудницы, явившись в контору, начинали заниматься своей внешностью, напомнил Ковбас.
"Почему красились на работе? Потому что уволить никого нельзя было. Если пришел вовремя и ушел вовремя, то советский КЗОТ не позволял увольнять человека. Что значит "плохо работает"? Все плохо работают", - отметил он.
Сейчас же, напомнил сценарист, все устроено иначе. "В наше время Калугина может выкинуть любого в любой момент. У нее же не государственная контора. И это реальность. Она не стерва, она просто живет в сегодняшней Москве", - объяснил сценарист. Так что краситься на работе сотрудники Калугиной не могут - зато "пока начальницы нет в офисе, можно копаться в социальных сетях".
"Камеры везде - вот в чем реальность. Полный контроль", - добавил автор римейка.
Вы же женщина, а не солдафон
Нынешняя Людмила Прокофьевна ездит не на черной "Волге", а на Bentley, носит часы и очки марки Chanel и вообще следит за модой без подсказок секретарши.
"У меня бабушка работала в профсоюзе. И я помню, как выглядели начальницы в то время. У них был свой дресс-код - серые костюмы, квадратные пиджаки, они были мужеподобны, - рассказал Ковбас. "Сейчас же наша Калугина, хоть она сама и не миллиардерша, общается с миллиардерами и выглядеть должна соответственно", - добавил он.
Однако любовь, как и в рязановской комедии, преобразит Людмилу Прокофьевну, "ведь и красота может быть разной - холодной и надоедливой, а может быть такой: ну, еще разок мимо пройди, ну, еще посмотри, ну, заговори. Там есть преображение в том, как она начинает по-другому общаться с людьми, как начинает относиться к вещам, которые ее окружают".
Иначе выглядит и героиня Рыжовой в исполнении Анастасии Заворотнюк. На ней нет "жутких розочек", она не трясется в электричках по дороге на работу и не стоит в очереди за арбузами. К тому же, в отличие от героини Светланы Немоляевой, она не замужем и у нее нет детей. Не женат и новый Самохвалов, которого сыграл Марат Башаров. Впрочем, на развитие этой сюжетной линии, как признался Ковбас, просто не хватило хронометража.
"Тот "Служебный роман" делался, в первую очередь, для телезрителя, и там было две серии. Мы же делаем кино для сегодняшних кинотеатров и понимаем, что фильм не может длиться 2,5 часа. Нельзя смеяться 2,5 часа или смотреть, как люди целуются, 2,5 часа. По крайней мере, в этом жанре. Поэтому наш фильм на час короче. И поскольку он, в первую очередь, про любовь, про взаимоотношения Новосельцева и Калугиной, из этого часа очень много деталей ушло", - объяснил Ковбас.
"Там есть свои детали, там есть элементы офисной комедии, но нам надо было выбирать, фильм ведь не может быть про все. Если бы мы сделали фильм в жанре социальной сатиры, про офисный планктон, мы бы сделали все по-другому. Но у нас главные - Калугина и Новосельцев", - подчеркнул он.
Из истории
Рязанов и Брагинский написали пьесу "Сослуживцы" в 1971 году всего за 22 дня. Изначально она предназначалась для театра, и Новосельцев с Мымрой-Калугиной практически сразу вышли на сцену московского театра им. Маяковского. В том же году пьеса с большим успехом была поставлена в Ленинградском театре комедии им.Акимова, с Ольгой Волковой и Петром Вельяминовым в главных ролях. С тех пор "Сослуживцы" выдержали более 130 постановок.
На экран этот спектакль впервые перенесли в 1973 году. Главных героев тогда сыграли Галина Анисимова, Борис Левинсон, Эмма Сидорова, Евгений Лазарев. Однако авторов не устраивала телеверсия пьесы, и Рязанов решил предпринять собственную экранизацию.
Вышедший на экраны в 1977 году фильм "Служебный роман" имел бешеный успех у зрителей - его посмотрело более 58 миллионов человек, диалоги мгновенно разлетелись на цитаты.
В середине 1990-х права на экранизацию пьесы Брагинского и Рязанова купил продюсер Александр Атанесян, и уже он уступил их компании "Леополис", которая решила пересказать классический сюжет для нового поколения зрителей, не понимающего, в чем прелесть автоматической ручки с цветными чернилами и зачем простаивать весь обеденный перерыв в очередях за арбузами.
Эльдар Рязанов никак не прокомментировал проект. Авторы римейка первоначально собирались устроить отдельный показ для создателей исходного фильма, однако затянувшийся монтаж помешал им выполнить обещание.