Рейтинг@Mail.ru
Выход через сувенирную лавку, или Вопрос о степени обмана - РИА Новости, 13.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выход через сувенирную лавку, или Вопрос о степени обмана

© Предоставлено кинокомпанией "Вольга"В российский прокат вышел фильм "Выход через сувенирную лавку"
В российский прокат вышел фильм Выход через сувенирную лавку
Читать ria.ru в
Дзен
В российский прокат выходит дебютный фильм всемирно известного граффитчика Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", ставший одновременно его признанием в любви к стрит-арту и проверкой современного искусства на вшивость. А вот главным художественным методом фильма, похоже, стало ощущение, что вас обводят вокруг пальца.

Тамара Бараненкова

Когда-то проблемы с полицией, неизменно возникающие у человека, который "портит" городское имущество неполиткорректными рисунками, заставили граффитчика Бэнкси скрывать имя, но и после того, как его "наскальная живопись" перекочевала в разряд дорогостоящих арт-объектов, ничего не изменилось. "Мне нравится думать, что у меня, живущего в западном демократическом обществе, хватает смелости анонимно призывать к тому, во что никто не верит – вроде мира, справедливости и свободы", - говорит он.

Но что прячется  за его "публичной анонимностью" - провокация, игра или искреннее желание оставаться независимым в мире, где все покупается и продается, – такая же загадка, как и он сам. Надо ли говорить, что дебютный фильм Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", вышедший сегодня в российский прокат, ситуации не прояснил.  А главным художественным методом фильма, ставшим одновременно его признанием в любви к баллончикам с краской, свободе и опасности и проверкой современного искусства на вшивость, и вовсе стало ощущение, что вас обводят вокруг пальца...

О фильме

Итак, Тьерри, чудаковатый владелец небольшого магазинчика одежды секонд-хэнд в центре Лос-Анджелеса, чьи бакенбарды делают его похожим на персонажа мультфильма, никогда не расстается с маленькой любительской камерой и снимает на нее все, что под руку попадется, начиная от собственных детей и заканчивая собственным унитазом. Однажды Тьерри отправляется в гости к своим французским родственникам, где узнает, что его кузен занимается стрит-артом, и идея этого течения неожиданно вдохновляет и увлекает его. Отныне Тьерри – не просто псих, который не может расстаться с камерой, а режиссер, снимающий фильм о героях уличного искусства. По крайней мере, именно эта версия озвучивается всем, кто попадает в объектив его камеры.

На разрисовывающих под покровом ночи стены, крыши и другие муниципальные поверхности людей Тьерри изводит километры пленки: кто-то складывает разноцветные мозаичные плитки с компьютерными героями и клеит их по всему городу, кто-то делает гигантские рисунки по трафарету, кто-то обводит кисточкой очертания  ночных теней – моторчик работает, камера все пишет. Создатели, кстати, обещают, помимо прочего, эксклюзивные кадры с самим Бэнкси, Шепардом Фейри, Инвэйдером и другими всемирно известными граффитчиками за работой (хотя многим ли из нас что-то говорят эти имена и многих ли заманишь в кино такими обещаниями – андеграунд на то и андеграунд). Проходит время, и в этом по-своему свободном, поэтичном и романтическом мире Тьерри встречается с Бэнкси (фильме его голос изменен, а лицо затемнено), а потом и сам заделывается в деятели искусства.

В сущности, этот то ли полу- , то ли псевдодокументальный фильм – прекрасный повод порассуждать и подумать на тему современного искусства вообще.

"Мы видим искусство, созданное немногими избранными. Очень небольшая группка людей делает, продвигает, покупает, выставляет искусство и решает, каким ему быть. Реальная власть сосредоточена в руках нескольких сотен человек", - считает Бэнкси и вроде как предлагает нам альтернативу. Улицы, стены, мосты и крыши – бесконечные площадки для творчества, где нет покупателей и продавцов, аукционов и галерей, где каждый может выражать себя так, как ему нравится , главное – смелость и быстрота. Но в мире безостановочного потребления, где популярность произведений искусства сродни популярности именно тех шоколадных батончиков, что чаще других мелькают по телевизору, все оказывается не так просто.

Особенно досталось от Бэнкси поп-арту с его идеей о повторяемости и копировании если не как о творческом процессе, то как о его объекте точно – а там уж кто на что горазд и у кого на что совести хватит. И феерические полотна, которые "клепает" новоявленный гений и в общем-то неплохой человек Тьерри (Майкл Джексон с прической Мэрилин Монро, Элвисы Пресли с лазерными винтовками и много другого очень правдоподобного и остроумного абсурда) - еще не самое жесткое из представленных в фильме "произведений искусства".

"А может, никакого искусства нет вообще…", -  вздыхает ближе к титрам Бэнкси, и если вспомнить одну из его собственных работ – Кейт Мосс в образе той же Мэрилин, как две капли воды похожую на творения Тьерри, – то ощущение складывается такое, что и с тем, кто вы -  пожиратель гамбургеров или истинный ценитель контемпорари арта – он тоже еще не определился.

Так что не стоит пытаться найти ту "ниточку", за которую надо потянуть, чтобы распутать весь клубок – ее, собственно говоря, тут просто нет. "Лавка" - такой же бесконечный перевертыш, играющий на том, что все в нем провокация и все может быть неправда, так что "раскалывать" его так же бесполезно и увлекательно, как задаваться вопросом, есть ли искусство или его нет и можно ли продавать его так же, как в начале фильма Тьерри продает купленную по дешевке одежду, выдавая ее за эксклюзивный раритет, или нельзя.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала