10 февраля исполняется 95 лет известному российскому актеру Владимиру Зельдину. Владимир Михайлович более 70 лет служит избранной профессии. В историю российского кинематографа он вошел в роли горца Мусаиба из легендарной комедии "Свинарка и пастух", а в историю театра – в роли Альдемаро в спектакле "Учитель танцев".
На сцене родного Театра Российской армии Владимир Зельдин играл Альдемаро более тысячи раз. Его исполнение этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений. Неслучайно к юбилею мастера в театре решили подготовить спектакль-посвящение – "Танцы с учителем", своеобразный отклик на знаменитую роль Владимира Михайловича, пишет сайт Театра Российской Армии.
Владимир Михайлович по сей день продолжает не только играть на сцене, но и сниматься в кино и на телевидении. Несмотря на внушительный список ролей, он очень не любит, когда его называют великим. А еще не одобряет, когда на день рождения ему желают здоровья. "Есть такая остроумная присказка, - говорит он. - "Не нужно желать мне здоровья, потому что на "Титанике" все были здоровы!". Лучше пожелать удачи и приятных ролей. Как Юрий Соломин, главный режиссер Малого театра, сказал: "Для актера лучшее лекарство — это роль".
Моряк, артист балета и слесарь
Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Помимо него в семье подрастало еще четверо детей. По словам актера, все они жили в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу.
Отец Владимира Зельдина был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Он-то и привил детям любовь к музыке.
Со временем Зельдины переехали в Москву, где Володя продолжил учебу в военизированной школе на Таганке. Он долгое время мечтал о балете, и даже пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра, когда ему было 12. Однако отец был категорически против его решения, так как видел в сыне музыканта.
Впоследствии мечты о балете уступили желанию стать моряком, но и этому не суждено было сбыться. Едва окончив школу, Владимир Зельдин потерял родителей. Чтобы прокормить себя, поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик".
Работа эта была ему не по душе, и когда однажды попалось объявление о приеме в театрально-производственное училище при театре им. Моссовета, Зельдин сразу же ухватился за этот шанс. На экзамене он читал стихи, пел и танцевал. А через неделю увидел свою фамилию в списке зачисленных в училище.
Герой, которого выбрали женщины
В кино Владимир Зельдин попал тоже случайно. Он играл пограничника грузина Гаглидзе в спектакле "Генеральный консул", когда его увидел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева "Свинарка и пастух". В роли грузина Зельдин смотрелся настолько органично, что ему тот час предложили проехать на "Мосфильм" знакомиться с режиссером.
Сценарий был буквально написан для Зельдина. Ведь в театре ему часто приходилось носить черкеску, танцевать картули и ездить на коне. Кроме того, ему постоянно доставались роли романтических героев-любовников. И все же он не верил, что будет играть с самой Мариной Ладыниной, для которой это уже была не первая главная роль.
На пробах Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера, но Пырьев решил подстраховаться и снять для начала небольшой эпизод, в котором Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Оценивать отснятый материал пригласил всех женщин работавших на съемочной площадке - участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. На вопрос - нравится ли герой, вызывает ли симпатию – все они ответили утвердительно. После этого режиссер уже не мог сомневаться, пишет rusactors.ru.
Сильно гримировать под грузина Зельдина не пришлось. Ему лишь немножко подкрасили усы. Впрочем, те, кто знал актера по работам в театре, никогда его русским и не считали.
Когда за забором война
Когда работа над фильмом уже подходила к концу, началась Великая Отечественная война. Режиссер и другие члены съемочной группы уже подали заявления о вступлении в ряды армии, но уже в военкомате всех их заставили вернуться в студию - было получено указание, во что бы то ни стало продолжить съемки "Свинарки".
Снимать фильм приходилось в период вражеских налетов на Москву. "Все первые сцены - радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее - снимались под бомбежками, - вспоминает Зельдин. - Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех".
"Свинарка и пастух" появились на советских экранах 7 ноября 1941 года. Вскоре уже вся страна пела песню из фильма "Друга я никогда не забуду...". Владимир Зельдин мгновенно стал знаменитым на весь Советский союз, а через три года – на весь мир. Мировая премьера фильма состоялась в 1944 году. В Америке фильм шел под названием "They met in Moscow" ("Они встретились в Москве").
Возвращение к классике
После своего кинодебюта Владимир Зельдин на некоторое время ушел в тень. И лишь через шесть лет вернулся на экраны и снова в фильме Ивана Пырьева. На сей раз он играл отрицательного героя – музыканта Бориса Оленича в "Сказании о земле Сибирской".
"Я очень благодарен Ивану Пырьеву за эту роль. Ведь после положительного героя в "Свинарке" я получил возможность сыграть роль эгоистичного, но довольно талантливого музыканта. Для актера очень важно играть разноплановые роли. Ведь это прекрасная возможность заявить о своих способностях, а не заниматься безжалостной эксплуатацией внешних данных, пока он молод", - вспоминает актер.
Позже Зельдин стал сниматься в более характерных ролях: профессора Серебрякова в фильме Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе Чехова, судьи в фильме Говорухина "Десять негритят" по роману Агаты Кристи. Сложные психологические персонажи Пырьев воплотил в картинах "С тобой и без тебя" и "Укрощение строптивой".
Легенда театра
Вот уже 65 лет Владимир Зельдин остается верным Театру Советской Армии, куда в середине сороковых его пригласил Николай Петров. Его первой ролью на сцене этого театра стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев". В этой постановке воплотились все таланты актера: на сцене он не только пел, но и танцевал.
Для зрителей, истосковавшихся за годы войны по красивым постановкам, по музыке, по любви, "Учитель танцев" стал настоящим подарком. Говорят, что однажды по окончании спектакля за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова. Когда Зельдину удалось сняться в экранизации пьесы, фильм имел не малый успех, особенно у женщин.
Впоследствии в театре Российской армии Зельдин сыграл роли разные по темпераменту и жизненным позициям. Среди лучших - Клайд "Закон Ликурга", Стариди "Песнь о черноморцах", Роберт Харлатти "Юстина".
Владимир Зельдин не просто играет до сих пор, лучшие премьеры Театра Российской армии пишутся для него. К примеру, первый спектакль "Человека из Ламанчи" состоялся накануне 90-летнего юбилея актера. Зельдин осуществил свою давнюю мечту – исполнил роль Дон Кихота.
По словам актера, принципы Дон Кихота он всегда считал для себя главными и в жизни, и в актерской профессии, которую он тоже считает в определенном смысле донкихотством. В актерской среде многие знают, как много он делал для того, чтобы добиться получения квартиры или установки телефона для своих коллег. Сам же Владимир Михайлович живет в скромной 28-метровой квартире неподалеку от своего второго дома, коим он считает Театр Российской армии.
Влюбленный в жизнь
Владимиру Зельдину не раз приходилось влюбляться в своих партнерш по кино и сцене - все-таки он играл с первыми красавицами России. Он не скрывает, что был очарован Мариной Ладыниной. "Умница, скромная. Я просто обожал ее. Влюбленность играть не мешает, наоборот - помогает. Женщина - это душа мужчины. Однажды был спектакль, в котором не занято ни одной женщины, я не смог репетировать", - признается актер в интервью "Российской газете".
По словам актера, именно влюбленность помогает ему жить. "Когда у Бродского спросили, что такое женщина, он ответил: женщина – это чудо природы. А на сцене мне приходилось много объясняться в любви, поэтому у меня внутри поселилось не только уважение, преклонение, но и чувство влюбленности".
Главная женщина в жизни Владимира Зельдина – это его жена, друг и ангел-хранитель Иветта Капралова. "... Если б ее не было рядом со мной, то вряд ли мне бы удалось быть в такой форме и сыграть такую огромную роль в таком возрасте", - признался актер в интервью каналу "Культура".
Со своей будущей женой Зельдин познакомился благодаря Владимиру Сошальскому, пишет rd.ru. Иветта, или Вета, как ее называет Владимир Зельдин, к этому времени только окончила факультет журналистики МГУ и работала в Бюро пропаганды киноискусства. Самому Владимиру Михайловичу тогда было 47 лет. Он любит вспоминать, как на первом свидании у ресторана его встретила сияющая девочка в малиновых гетрах.
Вот уже полвека Иветта Капралова и Владимир Зельдин вместе. Супруга актера – еще и его имиджмейкер. Она обожает покупать ему красивые вещи для концертов и спектаклей. "На Зельдине все хорошо сидит", - говорит Иветта Капралова.
Как говорит сам актер, играть он будет и впредь, пока есть внутренняя энергетика, силы и память... "Это ведь огромное счастье - выступать на сцене", - говорит Владимир Михайлович. В словах актера усомниться трудно. Недавно, например, вся страна смотрела, как Владимир Зельдин исполняет в прямом эфире (в проекте «Достояние Республики») песню из фильма "Свинарка и Пастух".
"Я не политик, но считаю, что коррупцию и преступность и другой негатив может победить только высокая культура", - признался после выступления артист.