Композитор Максим Дунаевский празднует сегодня 65-летний юбилей. Сыну прославленного советского музыканта Исаака Дунаевского удалось проложить собственный путь и стать автором многих хитов, в том числе из фильмов "Три мушкетера", "Карнавал", "Мэри Поппинс", мультфильма "Летучий корабль", песен "Городские цветы", "Все пройдет" и др.
Сын своего отца
Максим Исаакович Дунаевский родился 15 января 1945 года в Москве. Его матерью была известная балерина Зоя Пашкова, а отцом - знаменитейший композитор Исаак Дунаевский.
Тем не менее в свидетельстве о рождении Максима Исааковича в графе "отец" долгие годы стоял прочерк. Дело в то, что отношения между музыкантом и балериной официально не были зарегистрированы. Исаак Осипович состоял в браке с другой женщиной, а в то время женатых мужчин не признавали отцами детей, рожденных вне брака.
"Папа был женат. Хотя с той семьей он давным-давно не жил, все знали, что его жена - Зоя Пашкова. Мама не была его любовницей в привычном понимании этого слова. Папа с ней везде открыто появлялся. Пятнадцать лет, с 1940-го до 1955-го, они жили как муж и жена. Я появился в 1945-м. И на протяжении всего этого времени я знал и чувствовал, что у меня есть папа. Но тем не менее он не был разведен", - рассказал Максим Дунаевский "Московскому комсомольцу".
Чтобы оформить отцовство, паре пришлось прибегнуть к помощи Совета Министров СССР, и через несколько лет специальным постановлением внебрачному ребенку было разрешено носить фамилию легендарного композитора Исаака Дунаевского.
Громкая фамилия
"По молодости", признается Максим Дунаевский, он комплексовал из-за своей громкой фамилии, слыша "краем уха" пересуды насчет того, "отдыхает" на нем природа или "не отдыхает". Но потом увлекся музыкой.
"Как только начал учиться музыке, я в нее полностью погрузился. И для меня, в общем-то, не существовало никакой альтернативы. Я и не думал: стать ли мне музыкантом и быть конкурентом своему папе, или стать мне инженером, или, может быть, теннисистом… Меня, видимо, толкала внутренняя сила. И иногда я задумываюсь: "А, собственно, действительно, как же я преодолел этот творческий барьер?". Ответа на этот вопрос нет - как-то само собой получилось", - поделился он с "Новыми Известиями".
Позже его даже путали со знаменитым отцом: "…Приходили письма из других городов с просьбой посодействовать в приобретении нот "вашего замечательного "Лунного вальса". Или, помнится, еще в 70-х я был в Польше, выступал на фестивале в Зеленой Гуре - пел свои песни, в том числе и "Пора-пора-порадуемся…" из "Трех мушкетеров". Вдруг весь зал встал, начал размахивать руками и петь вместе со мной. Оказалось, незадолго до моего приезда в Польше прошел этот фильм, и песня стала популярной. После концерта ко мне подходили журналисты, брали интервью. Один с восторгом говорит: "Как хорошо, что вы включили в свой репертуар песни Исаака Дунаевского!" - рассказал композитор "Независимой газете".
Как признается Максим Дунаевский, чаще всего знаменитая фамилия не только не помогала, но даже скорее мешала - отец умер, когда его сыну было всего 10 лет, и он не успел "посодействовать", а позже выяснилось, что второй Дунаевский никому не нужен.
Спортивный интерес
Впервые за рояль Максима Дунаевского посадил отец в пять лет, но не очень успешно: мальчику быстро стало скучно. Зато уже тогда в нем проснулась тяга к сочинительству.
"Помню, как однажды разучивал детскую пьеску Чайковского, и на одной из домашних вечеринок папа пригласил меня к роялю: "Покажи моим друзьям, чего ты добился". Вместо того чтобы сыграть эту пьеску, я исполнил только начало (больше не помнил), а все остальное доимпровизировал сам. Я помню хохот всех присутствующих и папины слова: "Ну наглый у меня сын - фантазирует на тему Чайковского! Так что композиторские способности были, а усидчивость отсутствовала", - говорит Максим Дунаевский.
Впрочем, в семье его занятиям музыкой серьезного значения не придавали. "Он (отец) считал, в отличие от многих родителей, которые силком усаживают своих бедных, плачущих детей у пианино, что если проснется во мне желание, то оно проснется само, и говорил, что пусть он лучше пока бегает и играет в футбол с мальчишками, чем станет хлипким интеллигентиком, которого с детства засадили за фортепьяно", - рассказал Дунаевский-младший в интервью журналу "Чайка".
Так и получилось, что в детстве будущего композитора увлек спорт. Но заниматься физкультурой ему не разрешали врачи, принявшие возрастной шум в сердце за серьезную болезнь, поэтому Максим Дунаевский ходил в спортивные секции тайно.
"Я тайно поступал в секции, но там требовали медицинскую справку, которой у меня, разумеется, не было. Тянул сколько мог - два-три месяца, а потом меня из секции выгоняли. Тогда я шел в другую секцию… Таким образом я одолел несколько видов спорта. Отличился я в беге на короткие дистанции, в прыжках в высоту и в баскетболе. Кроме того, как и все мальчишки, играл в футбол, хоккей. Позже увлекся теннисом и по сей день постоянно играю", - рассказывает композитор.
Возвращение в музыку
Но позже Максим Дунаевский вернулся к музыке. "Это было уже после смерти отца, когда мне исполнилось 10 лет, - рассказал он "Фактам и комментариям". - Тогда в доме наступила тишина. И, наверное, это эмоциональное потрясение сыграло свою роль - меня действительно сознательно потянуло. Тогда я сказал маме, что хочу быть музыкантом".
В 1970 году Максим Дунаевский окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. Помимо основной специальности, он изучал дирижирование, теорию музыки и обучался игре на фортепиано. Его преподавателями были Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке и Андрей Эшпай. Все время, которое прошло в училище и консерватории, Дунаевский писал только симфоническую музыку, а песенный жанр считал несерьезным и никому не нужным.
"И лишь со временем эту тягу к серьезной музыке переломила любовь к театру, - признается он. - Это как пепел Клааса. Это генетически. Отец мой тоже в свое время был серьезным композитором, писавшим симфонии и балеты и потом перешедшим в область кино и музыкального театра. Такая же история ждала и меня".
"Я сам после смерти отца решил серьезно заняться музыкой, - продолжает Максим Дунаевский, - это решение было осознано, я отдался музыке по-настоящему и шел по этому пути и вышел на жанры, освоенные отцом, но самостоятельно. Влияние отца ощущалось в одном - я действительно глубоко изучал его творчество, и многие из его принципов вошли в меня естественно и как школа, и как родственная душа".
"На слуху"
Во многом его творческую судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ "Наш дом", которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями он стал писать музыку для театра, а позднее и для кино.
Всего Максим Дунаевский написал музыку более чем к 60 фильмам и 20 мюзиклам.
Особую известность композитору принесли мюзиклы "Тили-тили-тесто…" (1968), "Емелино счастье" (1975), "Три мушкетера" (1977, позже фильм - 1979), "Дети капитана Гранта" (1987), "Мэри Поппинс, до свидания!" (2003), "Веселые ребята" (2005).
Из его музыки к кинофильмам более всего "на слуху" "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974), "Ах, водевиль, водевиль" (1979), "Карнавал" (1981), "Трест, который лопнул" (1982), "Зеленый фургон" (1983), "Мэри Поппинс, до свидания!" (1983), "Подземелье ведьм" (1989), "Ребенок к ноябрю" (1992), "Рыцарский роман" (2000) и др. Именно кино принесло Дунаевскому настоящую популярность.
Его первой киноработой стал фильм Виталия Аксенова "Синие зайцы". "Это был чисто музыкальный фильм, там играли интересные актеры. Но, увы, "Синие зайцы" не получили популярности. Но именно на этой картине я прошел что называется "боевое крещение", - говорит композитор.
Особую роль для Дунаевского сыграло знакомство с Роланом Быковым. Они вместе работали над большим мюзиклом "По щучьему веленью", а потом над картиной "Автомобиль, скрипка и собака Клякса".
"У Ролана я прошел школу мужества, - признается музыкант. - Он был невероятно талантливым и, как всякий талантливый человек, невероятно сложным и требовательным… Он всегда мне повторял: "Всегда работай только с талантливыми. Окружение делает короля. Если окружаешь себя талантливыми композитором, автором, оператором, то это и тебе на руку - они же тебя и приподнимут, они же тебя и сделают королем". С тех пор я работаю только с людьми одаренными, хотя это очень трудно. Но тем не менее всегда приносит необходимый результат и успех".
Кинохиты
Но больше всего зрителям запомнилась музыкальная картина "Д'Артаньян и три мушкетера", снятая Юнгвальд-Хилькевичем по мюзиклу Максима Дунаевского. Как признается композитор, для него эта картина была тем же, чем были "Веселые ребята" для его отца, она сделала его "за несколько дней известным композитором".
Кстати, именно он настоял на том, чтобы главного героя сыграл Боярский. "Режиссер считал, что Боярский немного староват для Д'Артаньяна. (Мише тогда был тридцатник.) В планах Георгия было взять на эту роль Диму Харатьяна - совсем тогда еще молодого, Сашу Абдулова… Но я настоял, чтобы Мишу взяли на главную роль, потому что он замечательно пел. Так он стал Д'Артаньяном!" - рассказывает Дунаевский.
Позже Михаил Боярский исполнит песни на музыку Дунаевского в мультфильме "Летучий корабль" и прославит некоторые его песни на эстраде.
Интересную историю рассказывает Максим Дунаевский о работе с режиссером фильма "Карнавал" Татьяной Лиозновой: "…у песни "Позвони мне, позвони", которая в результате стала популярной - было около 25 вариантов! Лиозновой все время что-то не нравилось. И вот я принес ей 21-й или 22-й вариант, и она, наконец, сказала: "Вот. Это - та песня. Все-таки я не зря столько времени приставала к тебе!". Но, самое интересное, что это был самый первый вариант песни. Я от безысходности решил ее обмануть и "подсунул" ей то, что придумал с самого начала".
Но, как признается композитор, его самый любимый фильм - про Мэри Поппинс. Главную роль в картине исполнила его жена Наталья Андрейченко, хотя первоначально планировалось, что необычную няню сыграет Анастасия Вертинская.
"Вся музыка к фильму была написана в стиле мюзикла, - рассказывает композитор. - Вертинская, послушав ее, заявила: "Мне не нравится! Это не совсем то. Это не та Мэри Поппинс, которую я себе представляла, которую я себе выстраивала, прочитав сценарий. С этим надо что-то делать!" Я сказал об этом режиссеру Леониду Александровичу Квинихидзе. Он покрутил ус, ничего не ответил, подошел к телефону и набрал номер Вертинской: "Настя, если сегодня этот фильм и существует, то пока только в музыке - мы ведь еще не сняли ни одного кадра. Так вот: музыка такая, какой ее представляли авторы, я, сценарист. Если ты не входишь в это, не вмещаешься, то спасибо тебе большое и до свидания!" После этого Квинихидзе положил трубку и сказал: "А что, кстати, сегодня делает Наташа?".
Эстрада и Голливуд
Максим Дунаевский известен своими работами не только в театре, кино и мультфильмах, но и на эстраде. Настоящими хитами стали его песни "Городские цветы", "Все пройдет - и печаль, и радость", "Листья жгут" и многие другие. Его песни исполняют Алла Пугачева, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Алсу и многие другие звезды российской эстрады.
Кроме того, композитор написал концерт для оркестра, кантату для хора а cappella "Старые корабли"; камерно-инструментальные ансамбли; сонаты, циклы романсов, хоры.
В начале 1990-х годов Максим Дунаевский уехал в США, где прожил 9 лет. Он работал в Голливуде, писал рецензии в газетах, работал на русском телевидении, были и какие-то продюсерские проекты, но вернулся в Россию, не достигнув, по его собственному признанию, больших высот.
"В Голливуде у меня не было особых успехов - я там просто зарабатывал деньги, - признался музыкант "Труду". - По-настоящему "засветиться" в Америке может только тот, кто в ней родился. Теперь я в этом совершенно уверен".
Личное дело
Максим Дунаевский - не только известный музыкант, но и знаменитый донжуан. В отличие от своего отца он был официально женат не единожды - а семь раз.
"Женился я в основном по любви, а когда она проходила, уходил. Причем всегда первым. Только одна женщина бросила меня - Наталья Андрейченко", - признается композитор. Он часто рассказывает историю, как он впервые пришел в только что созданную ею с Максимилианом Шеллом семью, а тот на него закричал: "Я подам на тебя в суд - ответишь за то, что мне подсунул", указывая на бывшую жену музыканта.
С Натальей Андрейченко у Дунаевского общий сын Дмитрий. Он уже взрослый, живет за границей, в равной степени хорошо владеет английским, немецким и русским языками.
Еще у композитора есть две дочери. Внебрачная дочь Алина живет в Париже, она "оказалась артистически очень одаренной" - занималась балетом, но выросла очень высокой. Самую младшую дочь Дунаевского зовут Полина.
По признанию композитора, ему совершенно неважно, будут ли его дети связаны с музыкой. "…главное - чтобы были хорошими людьми, - цитирует его слова peoples.ru. - Что нужно человеку для счастья? Голову на плечах, порядочность - это хоть и немодно нынче, но тем не менее без этого не будет счастья".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников