Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения актрисы Зои Федоровой.
У каждой эпохи есть свои кумиры. В 1930-х на экране царили кинодивы Любовь Орлова, Марина Ладынина, а олицетворением героини из народа стала Зоя Фёдорова. Ее первые роли в фильмах «Гармонь», «Подруги», «Свадьба» сделали актрису любимицей публики. Обаятельная неординарная актриса, этакая веселая простушка на экране, она умело скрывала за рамками экрана свою личную жизнь, похожую на детектив.
Зоя Федорова родилась в 1909 году в семье рабочего и домохозяйки. Ее отец был на заводе на хорошем счету и семья, у Зои было еще две старших сестры, жила в просторной квартире ни в чем не нуждаясь. Революцию отец Зои Федоровой принял всем сердцем и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.
Зоя с детства увлекалась театром и еще в школе исправно посещала детский драмкружок. Но родители настояли, чтобы после школы она пошла работать счетчицей в Госстрахе. Но Зоя не рассталась с мечтой и в 1928 году поступила в театральное училище, которым руководил ученик Станиславского Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году.
Дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934). Но всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах. Долгое время колесо сталинских репрессий обходило ее стороной. О том что она дочь «врага народа» власти вспомнили в 1945 году...
Звезда советского экрана и королева эпизода
Звездой она стала как-то легко и сразу. Ее актерский дар признавали и с удовольствием давали роли. Директор "Мосфильма" стонал: у меня Федорова простаивает! Простой Федоровой был равнозначен простою завода. На фильмы с ней народ валил.
За первые десять лет работы в кино она снялась в 22-х картинах - преимущественно в главных ролях. А за актерскую работу в фильмах «Музыкальная история» и «Подруги» Федорова была удостоена Сталинской премии.
Федорова была одной из тех неподражаемых актрис своего времени, которые и большие роли, и маленькие эпизоды умели превратить в шедевр. Ей было не важно - что играть. Важно - как.
Однако, как признавалась позднее сама актриса, роли, которые принесли ей первую славу, были не тем о чем она мечтала. Федорова даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню, но таких ролей ей никто не предлагал. И приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга – энергичных и задорных комсомолок.
Появление актрисы даже в незначительных ролях всегда привлекало к ней внимание зрителей. Достаточно вспомнить ее Горлину Дормидонтовну в фильме «Свадьба в Малиновке» зажигательно отплясывавшую с героем Михаила Пуговкина танец под названием «в ту степь». Или колоритную вахтершу тетю Пашу в ленте «Москва слезам не верит», которая неизменно распугивала ухажеров героини Ирины Муравьевой фразой «Общежитие слушает!» Диалог ее героини с мужем в фильме «Девушка без адреса» («Что хочет Масик?» - «Масик хочет водочки!») запомнился зрителям не меньше знаменитых фраз Фаины Раневской.
Актриса-«шпионка»
В 1927 году ее жизнь и карьера Зои Федоровой едва не оказались под угрозой. Увлеченная искусством и театром, Зоя посещала в Москве молодежные вечера, на одном из которых познакомилась с военнослужащим Кириллом Прове. Он прекрасно играл на рояле, был красив и пленил 17-летнюю Зою. Кто знает, чем бы кончилась эта связь, если бы осенью 1927 года Прове внезапно не арестовало ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД) по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Следом за ним чекисты арестовали и Федорову как пособницу иностранного шпиона. Девушку мог ожидать самый печальный финал, однако судьбе было угодно смилостивиться над ней и отпустили.
Во время съемок в фильме «Встречный» в 1932 году Федорова познакомилась с 25-летним оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Брак с Владимиром Рапопортом не был удачным и к концу 30-х годов они развелись. В это время Федорова встретила свою, как ей казалось, настоящую любовь летчика Ивана Клещева. Однако им не суждено было быть вместе, Клещеев погиб во время Великой отечественной войны.
Ухаживал за Федоровой и сам Лаврентий Берия. В декабре 1943 года он пригласил ее к себе в особняк на улице Качалова, объяснив свое приглашение просто: "Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу". Отказаться от приглашения всесильного наркома было невозможно. В гостях актриса пробыла лишь час. Когда выяснилось, что никакой жены наркома на вечеринке не будет, Федорова внезапно вспылила и оскорбила Берию. Тот тут же приказал ей убираться из его дома, вручив ей на прощание букет роз, со словами «Это букет на вашу могилу!» После этой встречи актриса ждала только одного - ареста. Однако его тогда так и не последовало, и Федорова успокоилась.
В середине войны Зоя Федорова познакомилась с советником посольства США Джексоном Тейтом, уже на следующий день после приема Тэйт пригласил актрису в ресторан. Так началось их знакомство, которое переросло в любовь. Их роман длился всего несколько месяцев, к тому времени союзнические отношения США и СССР в рамках антигитлеровской коалиции сошли на нет, и Тейту было приказано покинуть Советский Союз в течение 48-ми часов. Только много лет спустя он узнал, что у них с Зоей Федоровой родилась дочь Виктория.
В 1945-м году власти «припомнили» Зое Федоровой ее «проступки»: и ее роман с американцем и, то, что она была дочерью «врага народа». Федорова была арестована за шпионаж в пользу иностранных государств и приговорена к 25-ти годам заключения. На свободу она вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осужденных по политическим статьям, и практически сразу вернулась в кино. В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом.
Смерть
11 декабря 1981 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто.
По одной из версий - криминальной, с ней расправились «коллеги» по нелегальному «бриллиантовому» бизнесу, к которому якобы имела отношение артистка. По другой, - убийство было спланировано КГБ, чтобы не выпустить Федорову за кордон. Как произошло на самом деле, неизвестно до сих пор, преступление так и не раскрыто.