Анастасия Вертинская, которой сегодня исполняется 65 лет, - одна из самых "классических" отечественных актрис. Еще школьницей она покорила весь Союз образом Ассоль из "Алых парусов", в 24 года стала шекспировской Офелией, затем - Лизой Болконской и Кити Щербацкой Толстого, в 90-х - воплотила первый экранный образ Маргариты Михаила Булгакова, хотя эту ее роль широкая публика до сих пор не знает. Но на взлете карьеры актриса ушла из театра и кино - в ресторанный бизнес, не желая становиться "матерью киллера".
Дочь русского Пьеро
Анастасия Вертинская родилась в Москве 19 декабря 1944 года. Она - представительница художественно-артистической династии Вертинских: ее отец - знаменитый русский шансонье, создавший сценический образ Пьеро, композитор и поэт, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни Александр Николаевич Вертинский, мать - художница и актриса Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна.
Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. О своем отце Анастасия Вертинская говорит: "Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными", - цитирует ее слова Международный объединенный биографический центр.
Видимо, его старания не пропали даром: обе его дочери - старшая Марианна и младшая Анастасия - стали актрисами.
Громкая фамилия, по словам Анастасии Вертинской, стала для нее тяжелой ношей. "…Я, конечно, долго мучилась, - признавалась актриса в интервью "Известиям". - Мне говорили: "Ты дочка Вертинского". И я протестовала внутренне: хотела быть независимой от фамилии. Потом мне говорили: "Какая красивая!". Но в красоте тоже не было моей заслуги. А мне хотелось услышать: "Какая артистка!" Только когда мне это сказали, все встало на свои места".
"Кончилась целая эпоха"
Самую громкую похвалу она услышала от режиссера Анатолия Эфроса, который сказал про нее, что она "столь физически естественна и обладает такой изысканной актерской грацией, что это кажется порой невероятным".
В театр Вертинская пришла уже знаменитой актрисой. В 1961 году она сыграла Ассоль в картине "Алые паруса", в тот же год на экраны вышел фильм "Человек-амфибия", в котором она исполнила роль Гуттиэре, а в 1962 году 17-летнюю Анастасию Вертинскую приняли в труппу Московского театра им. Пушкина. Не успев выйти на театральные подмостки, начинающая актриса уже объехала с гастролями полстраны.
В 1967 году Анастасия Вертинская окончила Театральное училище им. Щукина и, немного проработав в театре им. Вахтангова, ушла в "Современник". Позднее играла в театре драмы и комедии на Таганке, с 1980-го - в МХАТ. В 1989 году актриса ушла из МХАТа, и из театра вообще.
"Причин была масса, - объяснила она "Аргументам и фактам". - В юности я два года ходила в массовке в театре "Современник" и думала: "Не дай бог, мне сейчас роль кто-нибудь предложит", потому что я абсолютно была не готова к этому. Но наступает момент, когда ты понимаешь, что не хочешь выполнять тупые функции. Некоторые называют это "звездной болезнью". На самом деле никакая это не болезнь - просто человек созревает, и ему хочется перейти на более высокий уровень".
Тем не менее в театре она успела сделать немало. Ее самыми известными работами стали: Нина Заречная в "Чайке", Елена Андреевна в "Дяде Ване", Лиза в "Живом трупе", Эльмира в "Тартюфе", Дотти в "Прекрасное воскресенье для пикника". Она сыграла ведущие роли в спектаклях "Покой нам только снится", "12-я ночь", "Валентин и Валентина". В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса, постановке шекспировской "Бури", Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли - Просперо и Ариэля.
В 1989 году российские зрители увидели ее в спектакле "Мираж, или Дорога русского Пьеро", приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьесу она написала сама, по книге воспоминаний отца. Ее последняя роль в театре - в спектакле "Имаго" в постановке Нины Чусовой.
Она ушла из театра не потому, что ей надоело играть, просто "кончилась целая эпоха", "перелистнулась страница": "…Работа в театре тяжела еще тем, что у тебя существует своя жизнь, а театр едет на гастроли, и надо этой жизнью пожертвовать. До какого-то момента я была фанатом, несла на алтарь искусства все. А потом меня это жертвоприношение достало. Я заорала, как дядя Ваня: "Я не жил, не жил!". Мне, правда, никто не ответил: "Помилуй, голубчик, кто ж тебя просил?". Я себе это сказала сама. В конце концов, всего, что я сделала в театре, - достаточно…".
"Сыграть - и умереть"
Кинокарьера Анастасии Вертинской началась раньше театральной и длилась дольше. Дебютировав еще школьницей в картине Александра Птушко "Алые паруса" по одноименной повести Александра Грина, где также были заняты Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев, актриса сразу стала знаменита на весь Союз.
Правда, сама актриса своей первой ролью недовольна: "Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить", - цитируются ее слова на сайте rusactors.ru.
Вторая сыгранная ей роль принесла еще большую известность - Вертинская исполнила роль Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева.
В 1964 году, всего через три года после дебюта, Анастасия Вертинская получила роль мирового масштаба - Офелии в экранизации шекспировского "Гамлета" режиссера Григория Козинцева. "Такую роль, говорят, сыграть - и умереть. А если всего 19 лет, и надо жить, надо работать и работой каждый день доказывать, что "чудо" не было чудом, что ты можешь стать актрисой?" - говорила сама актриса по поводу этой кинематографической "удачи".
За Офелией последовала новая роль - выдающийся советский режиссер Сергей Бондарчук пригласил студентку театрального училища им. Щукина на роль Лизы Болконской в оскароносную киноэпопею "Война и мир". Потом - роль в еще одной экранизации Льва Толстого - в "Анне Карениной". Вертинская снялась в роли Кити Щербацкой. Актрисе не было еще и 25 лет, а она уже появилась в экранизациях вершин мировой классической литературы.
Другими заметными киноработами Вертинской стали картины "Влюбленные" (1969), "Не горюй!" (1969), "Случай с Полыниным" (1971), "Преждевременный человек" (1971), "Тень" (1971), "Человек на своем месте" (1972). В 1978 году актриса исполнила главную роль в фильме Михаила Козакова "Безымянная звезда", в 1979-м - озвучила Ирину Алферову в роли Констанции Бонасье из ленты "Д'Артаньян и три мушкетера". В 1980-м она играет Джемму в телесериале "Овод" и удостаивается звания "заслуженная артистка РСФСР". В 1988 году вышли фильмы "Житие Дон Кихота и Санчо" и "Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена". В 1989 году Анастасия Вертинская снялась в картине "В городе Сочи темные ночи".
"Хороших предложений мне не поступает"
90-е годы для актрисы были отмечены работами в режиссерском дебюте Андрея Харитонова "Жажда страсти" и ролью Маргариты в фильме "Мастер и Маргарита" режиссера Юрия Кары по роману Михаила Булгакова.
На роль Маргариты хотели пригласить Мишель Пфайффер, но в итоге решили обойтись своими силами. Пробовались Ирина Алферова, Елена Майорова, Вера Сотникова, Светлана Рябова, Наталья Данилова, Анна Самохина. Но убедительнее всех оказалась Анастасия Вертинская.
"У нее масса достоинств, - говорит Юрий Кара. - Во-первых, прекрасная актриса, во-вторых - благородство, порода. Кровь - как говорит Коровьев. Ну, в общем-то, она стала фавориткой продюсеров. Хотя многие из актрис хорошо показались и были достойны быть Маргаритой".
У этого фильма, как и у самого романа, очень сложная история. Картина Юрия Кары, снятая еще в 1994 году, бюджетом в $15 млн и с превосходно подобранной актерской командой, так и осталась на полке. И многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не увидел результатов своей работы до 2005 года.
В 2000 году Александр Абдулов, сыгравший в Ленкомовских "Бременских музыкантах" всех - от Осла до Трубадура, в качестве режиссера снял фильм-мюзикл "Бременские музыканты & Co" по мотивам мультфильма Юрия Энтина и Василия Ливанова. Анастасия Вертинская исполнила в сказке роль Атаманши.
Фильмов с участием Анастасии Вертинской гораздо меньше, чем могло бы быть, но она не сожалеет об этом. "Не жалею ни об одной отвергнутой мною роли. Наоборот - только о тех, что дав слабину, к сожалению, сыграла", - сказала актриса в интервью "Новой газете".
Анастасия Вертинская признается, что она не прочь сниматься в кино, если это только не будет "роль мамы киллера". "Маму киллера я не буду играть никогда. А хороших предложений мне не поступает. Тот культурный вклад, который внесли в российское киноискусство мои фильмы, пусть со мной и остается", - заявила актриса "Комсомольской правде".
Со сцены - на кухню
Уйдя из театра, Анастасия Вертинская уехала преподавать актерское мастерство, в Оксфорд, Швейцарию, Францию. Но потом ей надоело преподавание: "…постоянно жить, отдавая себя воспитанию студентов, - для этого надо быть человеком другого типа".
В 1991 году Анастасия Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года - Благотворительный фонд актеров). Помимо оказания помощи наиболее нуждающимся ветеранам театра и кино, фонд поддерживает инициативные начинания молодых актеров, режиссеров, драматургов, помогает музеям, библиотекам, храмам и т. д.
Также Анастасия Вертинская являлась автором телепрограмм "Золотое сечение" и "Другие берега" на канале ОРТ.
В последние годы помогает сыну в ресторанном бизнесе - контролирует работу поваров в отнюдь не последних московских заведениях. Как выяснилось, знаменитая актриса обладает необычайными кулинарными талантами. Особенно любит сибирскую, грузинскую и китайскую кухню.
"У меня бабушка по происхождению была сибирячка, и потрясающе готовила блюда сибирской кухни - объясняет свой выбор Вертинская. - Пельмени, пироги, все такое. Затем она вышла замуж за грузина, моего дедушку - и в совершенстве овладела грузинской кухней. А еще она жила в Китае во время японской оккупации - отец бабушки строил там железные дороги".
Если для некоторых женщин приготовление пищи - обременительное занятие, то для Вертинской - отдых. "У меня есть два состояния, когда я отдыхаю и когда ни о чем не думаю. Первое - когда готовлю, и второе - когда сижу в Париже в кафе на улице, с тупым выражением лица… Идет какая-нибудь француженка, я провожаю ее взглядом. Это состояние нирваны, блаженства ума. При этом готовка - творческая вещь", говорит она. И радуется, что нашла себе новое применение, потому что "актеру заниматься бизнесом очень сложно".
"Брак - это аскеза"
Сына актрисы зовут Степан, это ее ребенок от продлившегося 4 года брака с режиссером Никитой Михалковым. Степан родился в 1966 году, как раз незадолго до начала съемок картин "Война и мир" и "Анна Каренина", в которых Вертинская создала кинообразы Лизы Болконской и Кити.
В 1991 году Степан Михалков вместе с Федором Бондарчуком создал одну из первых в России профессиональных студий по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов Art Pictures Group. Основал фестиваль видеоклипов "Поколение". Кроме того, снялся в фильмах "Автостоп" (1990) и "Стреляющие ангелы" (1993). Является совладельцем ресторанов "Vаниль", "SNOB‘S", "Ветерок" и "Вертинский". У него трое детей.
После развода с Никитой Михалковым актриса еще раз вышла замуж - за музыканта Александра Градского. Этот брак продлился три года. Больше актриса замуж не выходила.
"… Люди такого типа, как я, не имеют необходимости в таком браке - у меня они всегда рушились, - рассуждает она. - Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу: "женщине главное быть женой…" - было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников