Тридцать лет исполнилось культовому советскому фильму "Место встречи изменить нельзя". Показ сериала не зря был приурочен ко дню милиции: в те пять вечеров, когда показывали "Место встречи…", в стране было зафиксировано рекордный минимум преступлений, что нашло доказательство в отчете МВД. Многие зрители до сих пор надеются на продолжение фильма, однако режиссеры опасаются, что без главного борца с преступностью в лице Высоцкого фильм уже не будет иметь такого успеха.
Фотолента: Актеры и авторы "Места встречи изменить нельзя" >>
"Я пришел застолбить Жеглова"
Именно Высоцкий подсказал братьям Вайнерам идею создания сценария фильма. Прочитав один из первых экземпляров только что вышедшего романа "Эра милосердия", он явился в дом писателей со словами: "Я пришел застолбить Жеглова". "В каком смысле застолбить?" – удивились Вайнеры. "Ваша "Эра" - это большое, очень большое кино! И так, как я вам сыграю Жеглова, - его вам никто не сыграет", - отвечал актер.
Один из братьев тогда спросил Высоцкого, чем же плох для Глеба Жеглова другой актер, Сергей Шакуров, например. Высоцкий, всегда щепетильный в оценках коллег, ответил: "А что? Красивый, мужественный... Да, Шакуров сыграет. Он сыграет! Не хуже меня...".
После этого писатели обсудили еще несколько кандидатур, но в итоге, остановили выбор на Высоцком. Ради него они даже пошли на изменение внешности героя: в романе оперативник Глеб Жеглов был высокий и плечистый красавец, пишет журнал "Одесса".
Кстати, прототипом Глеба Жеглова был знакомый братьев Вайнеров, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Его посадили за взяточничество, но он ни в чем не признался и добился пересмотра своего дела. Освободившись за недоказанностью, он восстановился на своем прежнем посту, а на следующий день... подал заявление об отставке.
"Ну и рожа у тебя, Шарапов!"
Рассказывают, что изначально режиссером должен был стать Алексей Баталов. Однако по каким-то причинам он не смог взяться за фильм, и снимал его Станислав Говорухин. Кинопробы на Жеглова Говорухин провел формально, чтобы отчитаться перед руководством. А после утвердил Владимира Высоцкого.
Роль старшего лейтенанта Шарапова сначала прочили Евгению Герасимову, но тот отказался из-за сильной занятости, о чем потом серьезно пожалел. Другого кандидата Евгения Леонова-Гладышева забраковал худсовет, однако актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина, пишет rusactors.ru.
Напарника Жеглова также мог играть Иван Бортник - талантливейший актер и друг Высоцкого. Кандидатура Бортника нравилась и Владимиру Высоцкому, и Станиславу Говорухину, но худсовет был другого мнения.
К этому времени Владимир Конкин снялся в роли Павки Корчагина, и режиссеру приказали взять его на эту роль. А Бортнику предложили сыграть роль Промокашки. Поскольку слов у его героя почти не было, актер сам придумал весь текст.
"Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать"
Когда начались съемки, Высоцкий буквально заражал своей энергией и уверенностью всех участников. Говорухин, уезжая в командировки, не боялся оставлять его за главного. Правда, выдержать бешеный темп работы Высоцкого могли далеко не все.
Нагрузка у Владимира Семеновича была огромная: он успевал и сниматься, и играть в театре. Приходилось едва ли не каждый день летать из Одессы в Москву на спектакли.
Владимир Конкин в интервью "Комсомольской правде" рассказывал, как однажды ему пришлось сниматься в сцене с огромнейшим монологом, который ему никак не удавалось произнести без запинки. Ситуация усугубляло и то, что Высоцкому в этот день надо было улетать. Когда же текст таки удалось произнести, Говорухин объявил, что нужно снимать еще второй дубль, и тогда возмущенные осветители начали тушить свет – их рабочий день окончился.
"Все уговаривают, умоляют этих “светляков” - а те вырубают свет... В это время Высоцкий лежал на диванчике. Внимания ни на кого не обращает. Глазки закрыты... Никогда не забуду, как среди этого всеобщего стона вдруг встает Высоцкий. Моментально наступает тишина. И только слышно его скрипучие сапоги. Он выходит на середину... Ни одного слова из того, что он сказал, я произнести нашим уважаемым читателям не могу. Я только тогда понял, что такое “тридцатитрехэтажный”... Это было так скомпановано! Последнее слово было: убью. Как закипела работа! Сразу все стало зажигаться!"
Без участия Высоцкого в фильме не было бы многих деталей. Это он помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Васе Векшину он надел на шею белое морское офицерское кашне. В то время в таком наряде щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам. На руке у Векшина появилась наколка "Леля" (самое модное имя тех лет).
Облигация или Аблигация?
Высоцкий был не единственным актером, которому была дана свобода импровизации на съемочной площадке. Лариса Удовиченко, сыгравшая в фильме роль Маньки Облигации, в одной из телепередач о фильме рассказала, что ставшая крылатой фраза "Облигация или Аблигация?" вырвалась у нее случайно. В тот момент она действительно не знала правильного написания этого слова. Так эта реплика и попала в фильм.
Режиссер сам требовал от актеров импровизации. И Иван Бортник, игравший Промокашку, настолько преуспел в этом деле, что во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, удивил не только статистов-милиционеров, но и самого Высоцкого.
Бортник буквально на ходу придумал себе выход с "блатной" песней "И на черной скамье, на скамье подсудимых...". А потом еще и плюнул в Жеглова. Тогда-то милиционеры и набросились на него как на настоящего бандита, пишет "Российская газета".
Режиссер несколько раз вносил поправки в сценарий, правда, это не всегда происходило по его собственной воле. По указанию руководства Гостелерадио и вопреки собственным представлениям, ему пришлось изменить концовку фильма и оставить в живых подругу Шарапова – Варвару Синичкину.
"Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель - это был бы уже перебор. Нам сказал Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье - с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если еще и Варя погибнет? Пришлось оставить Варю в живых", - приводит воспоминания Георгия Вайнера "Комсомольская правда".
"Здесь МУР, а не институт благородных девиц!"
Однажды во время съемок ночной погони пришлось оцепить часть территории возле Большого театра. Однако поклонницы все же прорвали ограждение. В перерыве кто-то услышал, как кричит Высоцкий. Бросились к нему и увидели, как он пытается оторвать от себя молодую женщину, от переизбытка чувств вцепившуюся зубами в его кожаное пальто.
Впоследствии образ капитана милиции крепко слился с актером. Неслучайно Высоцкий стал единственным из создателей и актеров фильма "Место встречи изменить нельзя", кому в 1987 году была присвоена Государственная премия. Это была его последняя большая работа в кино.
"Не дают консерваторию окончить!"
После первого же показа фильм "разобрали" на цитаты:
Вор должен сидеть в тюрьме!
- Как держать? Нежно!
Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?
Дурилка картонная…
Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничек!
Поучи жену щи варить.
О делах наших скорбных покалякаем.
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
А то я огорчу тебя до невозможности.
Да погаси ты свет, Шарапов! Ни днём, ни ночью от тебя покоя нет.
Не бери на понт, мусор!
Проводи его, Шарапов... До автобуса.
- Что у вас с лицом? В "Астории" поужинал.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников