6 марта отмечает свое 75-летие сатирик-интеллигент российской эстрады Михаил Маневич Жванецкий. Вот уже много лет ему удается с непередаваемой иронией и тонкостью реагировать на все странности российской жизни. Его выступления моментально разбирают на цитаты, пополняющие народный фольклор.
Как говорят почитатели творчества Жванецкого, его остроты вполне можно использовать в тестах по проверке IQ и личностного развития. Сам автор сказал в одной из своих миниатюр: "Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…".
Предстоящий юбилей сатирик отметит дважды: 6 марта - в кругу семьи, а 13-го – на сцене в Зале Чайковского, где состоится его юбилейный концерт. "Меня будут поздравлять друзья, наверное, будут что-то читать, цитировать мое. В первом отделении - они, во втором – я", - рассказал Жванецкий "Комсомольской правде".
МихМих Жванецкий, как любя называют его поклонники, родился в Одессе в семье врачей. В 22 года окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности "Инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов". Именно в институте, на студенческой сцене, Жванецкий впервые начал исполнять свои миниатюры и монологи.
После института начались годы непростой работы - сначала в Одесском морском торговом порту сменным механиком, а затем инженером по подъемно-транспортным механизмам на одесском заводе "Продмаш", пишет biograph.ru. "Восемь лет погрузки-выгрузки, - вспоминает Жванецкий, - разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал..."
В 1962 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр состоялась судьбоносная встреча Жванецкого с главным сатириком страны Аркадием Райкиным. Он взял произведения одесского инженера в репертуар театра, а через два года пригласил Жванецкого в свой театр на должность завлита.
Михаил Жванецкий переехал в Ленинград, где вместе с Райкиным поставил программу "Светофор", в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры "Авас", "Дефицит", "Век техники". Работая в театре, Михаил Маневич написал более 300 миниатюр и монологов для Романа Карцева и Виктора Ильченко. С ними он в 1970 году вернулся в Одессу и "стартовал второй раз за жизнь", создав Одесский театр миниатюр.
Вскоре к театру пришел успех, начались гастроли по стране. По произведениям Жванецкого были поставлены спектакли "Птичий полет", "Политическое кабаре" "Моя Одесса", "Престарелый сорванец" и др.
Всесоюзная известность к Жванецкому пришла не в родном городе, а в столице - в театре миниатюр (впоследствии "Эрмитаж"), куда его пригласили в 1972 году. К монологам Жванецкого трудно было остаться равнодушным. Особенность своего стиля он определял емко и кратко: "Возьмите в рамочку - и запомните на всю жизнь".
Михаил Маневич был одним из последних, кто получил звание "Народный артист СССР" в 1991 году. Список удостоенных этого почетного звания был составлен Михаилом Горбачевым в Беловежской Пуще перед самым развалом страны. Позднее Жванецкий так определял постперестроечной период: "Мы живем в такое время, когда имеет хождение рубль, имеет хождение доллар. Не имеет хождения мясо, масло и мука".
От советского времени у Жванецкого, по его словам остался комплекс неполноценности. "Меня же советские писатели воспитали в духе того, что "ты, Миша, не писатель. Тебя нельзя читать глазами", - говорит сатирик. - Они в меня вдалбливали комплекс неполноценности. А я ходил и думал, а чем же меня читать, если глазами нельзя?".
И все же Жванецкому удалось выпустить в 2001 году в издательстве "Время" 4-томное "Собрание произведений", а через пять лет в том же издательстве - 5-й том "Собрания" под названием "XXI век".
В XXI веке Жванецкий по-прежнему востребован. Каждый раз, когда в стране назревает кризис, спрос на беседы с ним резко повышается. Журналисты, по его словам, приходят за оптимистичным словом. "Оптимистов-то не осталось, только я", - объясняет сатирик на своем сайте.
Нынешний мировой финансовый кризис Жванецкий связывает с кризисом духовности. "Это кризис обещания, кризис человечности и порядочности. Всё "это" пришло из Америки и покатилось по миру, - сказал он в интервью "АиФ". - Когда-то я смотрел на Запад с большим уважением, там было место и хорошей литературе, и музыке, и великим фильмам. Но вдруг оттуда хлынули непонятные комедии, английский мат, оставляющие ощущение абсолютного ухода порядочности и кризиса духовности".
Для мата, по словам Жванецкого, в России всегда существовали "заборы". Однако в последнее время ситуация изменилась. "Ребятки (участники шоу "Камеди Клаб" – прим. редактора) преодолевают один из запретов. Наверное, это тоже необходимо. Заберите у них мат, и они сразу потеряются. Говорят, у них из десяти миниатюр одна хорошая. А в юморе, если толпа признает - значит, популярен. Они молодые, крепкие, мускулистые - как противовес "Аншлагу". Что-то в этом есть. Хотя я все-таки за то, чтобы о чем-то думать, а не все время об унитазе, унитазе, унитазе…", - сказал Жванецкий в интервью "Известиям".
В угоду зрителю Жванецкий изменить себе не может. "Я могу только совершенствоваться. Потому что дед мой говорил: "Иди прямо и смотри прямо". Вот это жизненная такая позиция: не мечись, грубо говоря, не меняй специальность. А если выбрал, иди вперед. Вот видишь две-три очереди: заметался, переметнулся в другую, а тот, кто стоит в одной очереди, тот приходит первым".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников