Рейтинг@Mail.ru
Как Ростислав Плятт сделал тещу Никулина героиней американской пьесы - РИА Новости, 12.12.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Как Ростислав Плятт сделал тещу Никулина героиней американской пьесы

Читать ria.ru в
13 декабря отмечается 100-летие со дня рождения Ростислава Плятта - всеми любимого советского актера. Плятту было 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Его дебют - персонаж в популярном детском фильме "Подкидыш" в 1939 году.

13 декабря отмечается 100-летие со дня рождения Ростислава Плятта - всеми любимого советского актера.

В театре

Ростислав Янович Плятт родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону. Его отцом был довольно известный в то время адвокат Иван Плят. Позже актер придумал себе псевдоним: он прибавил к фамилии одну букву и немного изменил отчество.

По национальности его отец был поляком, а мать - украинкой. Поэтому его бабушки хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.

"Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки - Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, - и начиналась тихая битва, - приводит вспоминания Ростислава Плятта "Аргументы и факты". - Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского".

В 1909 году семья Плятов переехала из Ростова в Кисловодск, а с 1916 года Ростислав Плятт жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО им. Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.

В 1926 году Ростислав Плятт с первого раза поступает в студию Юрия Завадского на Сретенке, переименованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского. В том же 1927-м состоялся дебют Плятта в спектакле "Простая вещь" по рассказам Лавренева, где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Удачно показал себя в "Ученике дьявола" Бернарда Шоу (1933) и "Школе неплательщиков" Вернейля (1935).

В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону. Это произошло не случайно: в это время в Москве началось движение по "переброске" молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова - на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов. Позже Плятт, который в этом городе родился, вспоминал:

"Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьез подозревали меня в причастности к этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе".

Кстати, сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился с иронией. Впрочем, позже актер полюбил родной город: на закате лет он назвал ростовские годы лучшими в своей жизни.

В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Верой Марецкой - супругой режиссера Юрия Завадского. По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранкен ("Дни нашей жизни" Андреева, 1938) - роль, которая неожиданно обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера, пишет энциклопедия "Кругосвет". До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью.

В 1938 Плятт вернулся в Москву и до 1941-го работал в Театре им. Ленинского комсомола. С 1941-го по 1943 год Плятт работал в Московском театре драмы, а затем вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета.

В Театре им. Моссовета Плятт создает такие значительные образы, как Бернард Шоу ("Милый лжец"), Цезарь ("Цезарь" и "Клеопатра"), Федор Карамазов ("Братья Карамазовы"). За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре эксцентрические Болингброк ("Стакан воды" Скриба) и Нинкович ("Госпожа министерша" Нушича), чеховские Тапер и Дорн, современные Гарри Смит ("Русский вопрос" Симонова) и Добротворский ("Закон чести" Штейна), классические Казарин ("Маскарад" Лермонтова) и Яропегов ("Сомов и другие" Горького) и др.

Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина ("Парень из нашего города"), а позже Васина ("Русские люди").

В кино

Плятту было 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Его дебют - персонаж в популярном детском фильме "Подкидыш" в 1939 году.

Несмотря на то что актер почти всегда играл в кино роли второго плана, он добился признания и стал одним из самых любимых советских актеров. Как пишет "СБ-Беларусь Сегодня", по мнению критиков, он играл интеллигентность в своем исконном состоянии - "беззащитную, неброскую, порой нелепую, но глубоко сознательную порядочность" ("Слон и веревочка", "Первоклассница").

Даже его отрицательные герои ("Зоя", "Весна", "Люди") не вызывали неприязни у зрителя, так как было в них что-то всегда глуповато-напыщенное, трусливое. В середине 60-х в фильме "Иду на грозу" Плятт предстал перед зрителем во всей своей напряженной, нравственной бескомпромиссности.

По-настоящему "звездный" час актера настал в 70-х годах. Героев позднего Плятта можно увидеть в телефильмах "Семнадцать мгновений весны", "Авария", "Истцы и ответчики", "Дальше - тишина" и др.

"Я был жаден до работы и очень контактен - мне нравилось узнавать людей, - писал актер в книге воспоминаний "Без эпилога". - Я брался за все, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра им. Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу…"

За почти 50 лет работы в кино Ростислав Янович Плятт снялся, по его словам, "примерно в сорока картинах". Работал на радио, озвучивал мультфильмы - в том числе читал слова автора в мультфильмах "Слово имеют куклы", "Как львенок и черепаха пели песню", "Алиса в стране чудес", "Алиса в зазеркалье".

Его последняя роль - в фильме "Визит к Минотавру". На съемках Плятт чувствовал себя очень плохо - сломал шейку бедра.

В жизни

Ростислав Плятт был увенчан всеми возможными регалиями: народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989), получил Государственную премию СССР (1982) и орден Ленина (1989). По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой.

Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. "А не много ли у нас пляттства на радио?"

Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Как пишет журнал "ТелеШоу", однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много - все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.

Плятт поразился: "Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь - ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно".

Он помогал не просто деньгами - за "брата-актера" он был готов обивать начальственные пороги. Он многим "выбил" квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.

Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, а вот личная складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Георгия Бахтарова, "Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной - рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: "Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!"

Вера Марецкая - знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, пишет "Правда", он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст.

"Слишком поздно начинать новую семейную жизнь", - ответила она.

Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актера очень трогательно относился к Фаине Раневской.

"Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости", - сказал он в интервью газете "Труд".

Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре - возникало настоящее актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий Александров в картине "Весна". А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса "Дальше - тишина" плакала вся театральная Москва, напоминает телеканал "Культура".

Его другом и соседом по квартире был Юрий Никулин, с которым они снялись в фильме "Родственные души" - о долговязом квартирном воре и не вовремя проснувшемся хозяине квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой. Однажды Плятт достал для семьи Никулиных билеты на спектакль "Дальше - тишина" - попасть на эту драму о двух стариках можно было только по блату.

Плятт спросил у Никулина: "Кого из вашей семьи вставить в пьесу?" На что Юрий Никулин ответил: "Вставь Марию Петровну, мою тещу".

Во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт, играющий американского старика, вдруг говорит: "Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю", - и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила - настолько ловко, не нарушая заданной интонации, ввернул Ростислав Янович в текст зарубежной пьесы московскую Марию Петровну с Кутей.

В одном из спектаклей - в 1950-е годы - Ростислав Плятт, игравший важного начальника, должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя выстроившихся лицом в зал подчиненных. Зритель видел только затылок Плятта, а остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги увидели на его лбу надпись - нецензурное слово. Актерам было сложно удерживаться от хохота.

Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: "Чаевые оскорбляют достоинство советского человека". И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: "Обожаю оскорблять достоинство советского человека". Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: "Я достаточно оскорбил ваше достоинство?"

Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире - хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: "Как он может так жить?".

В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры "унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда". Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала