70 лет назад - 1 декабря 1938 года - на экраны вышел фильм "Александр Невский". Меньше чем через год фильм, снятый по личному заказу Сталина, запретили. Вновь власти вспомнили о событиях 1240 года в 1941-м, озвучив устами полководца князя политику России по отношению к внешним захватчикам: "А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля русская!"
По заказу
Историко-биографический фильм о легендарном русском полководце князе Александре Невском был снят и смонтирован Сергеем Эйзенштейном всего за полгода - по личному заказу Иосифа Сталина. Интерес к киноленте был огромен. 24 декабря 1938 года под заголовком "Загадка Невского" Эйзенштейн записывает: "Упорство, с которым идут по два-три раза даже те, кто с первого раза недоволен…"
В августе 1939 года, после того как СССР и Германия заключили пакт о ненападении, фильм был запрещен из соображений политкорректности по отношению к Германии. Все его копии были изъяты из обращения.
Но в 1941 году - после начала Великой Отечественной войны - "Александра Невского" не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа.
Успех фильма был ошеломительным. Режиссер и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В1978 году, по результатам опроса киноведов мира, "Александр Невский" включен в список ста лучших фильмов всех времен и народов.
Немецкая тема
Сергей Эйзенштейн вспоминал: "Шел 1938 год. "Патриотизм - наша тема" - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира".
Историко-биографический фильм рассказывает о великом русском полководце князе. В 1240 году под его началом русские войска отстояли северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами, разгромив их многочисленное войско неподалеку от реки Невы. За эту битву князь и был прозван Невским.
В картине действие разворачивается уже после битвы на Неве - в 1242 году. Это позволило шире раскрыть в фильме "немецкую" тему. Сын великого князя Ярослава вновь поднимает народ, но теперь уже на защиту от тевтонских рыцарей. Хитрый план битвы успешно воплощен на льду Чудского озера. Крестоносцы обращены в бегство. Тяжелая кавалерия тонет, русское воинство одерживает блестящую победу.
Кинематографический вариант сценария отличается от первоначального литературного. По литературному варианту Александр Невский, одержав победу над немецкими интервентами, отправлялся в Золотую Орду на поклон к хану добиться различных налоговых льгот для народа, а возвращаясь на Русь погибает в пути, испив воды из отравленного источника. Народ нес на руках усопшего полководца, и это шествие как бы олицетворяло его посмертную славу.
Однако после прочтения сценария генсек сделал в тексте отметку - провел жирную красную черту после сцены разгрома немецких полчищ. "Сценарий кончается здесь. Такой хороший князь не может умереть", - передали потом Эйзенштейну слова Сталина.
Таким образом, картина завершается полным торжеством Александра Невского, его величанием, славой. Князь произносит величавую фразу: "А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!"
Кстати, эта хрестоматийная фраза, ставшая в свое время боевым лозунгом отечественной пропаганды, принадлежит перу любимца Сталина - второму сценаристу Петру Павленко.
Любопытно, что в некоторых эпизодах первоначально показывалась жена Александра Невского, при монтаже все эти сцены были убраны.
Среди литературных вариантов названия картины - "Ледовое побоище", "Господин Великий Новгород", "Русь".
Исторический момент
Фильм бал снят и смонтирован всего за полгода. Из-за сжатых сроков съемки центральной сцены фильма - Ледового побоища - проходили летом. На Потылихе, около киностудии "Мосфильм", большое поле было заасфальтировано, засыпано опилками, нафталином и солью, залито жидким мелом и стеклом. Большие льдины готовились в декорационных мастерских. Из фанеры сколачивали ящики неправильной формы, красили их в белый цвет и пускали в небольшой пруд, заменявший на съемках Чудское озеро.
Зато настоящими были шубы и тулупы воинов и латы и шлемы рыцарей и русских военачальников. Один из артистов обжегся, схватившись голой рукой за свои металлическими доспехи. А шлемы так накалялись на солнце, что на лбу оставались красные полосы, как от ожога. Во время съемок пот заливал лица актеров, и грим не выдерживал.
Эйзенштейн был убежден, что полководца должен играть Николай Черкасов. Помимо несомненного таланта и профессионального мастерства Черкасов обладал подходящими физическими данными: огромный рост и сильный низкий голос.
Николай Черкасов сначала сомневался, что сможет сыграть роль мужественного легендарного человека в должном ключе. Первые пробы оказались малоудачными. Внешний облик Александра Невского долго не давался Черкасову, прежде чем он был найден и определен.
Но уже в картине Александр Невский предстал былинным витязем с необъятной русской душой. Эйзенштейн определил особенность характера Невского как соединение мудрости и большой страстности. Он стоит, возвышаясь над бушующим человеческим морем, и бросает в него уверенные, страстные и повелительные слова призыва: "За поля родные, за леса, за реки, за великий наш народ вставайте, люди русские!".
Но Николай Черкасов, исполнивший роль Александра Невского, стал не просто лицом фильма. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней, поэтому для боевого ордена Александра Невского, учрежденного в 1942 году, архитектор использовал профиль Николая Черкасова.
Под просмотром
На все главные роли фильма были приглашены звезды первой величины, а музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Именно на этой картине подружились великий режиссер и великий композитор.
Музыкальные материалы Прокофьев объединил в кантату "Александр Невский", включающую семь частей, соответствующих основным темам киноленты: "Русь под игом монгольским", "Песнь об Александре Невском", "Крестоносцы во Пскове", "Вставайте, люди русские", "Ледовое побоище", "Поле мертвых", "Въезд Александра во Псков". Популярная сюита "Александр Невский", написанная Прокофьевым на основе музыки к фильму, вошла в репертуар симфонических концертов и прекрасно исполняется отдельно.
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую еще предстояло переозвучить. Но еще до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме.
Кстати, Сергей Эйзенштейн отмечал, что в фильме есть сцены, где изображение смонтировано по заранее записанной музыкальной фонограмме; в некоторых случаях музыка была написана по готовому зрительному образу. Опора на актерский типаж, "вертикальный монтаж" и "монтаж аттракционов", свойственные немому кинематографу Эйзенштейна, уступили место мощной музыке Сергея Прокофьева.
Для Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" стал единственным фильмом, вышедшем в прокат в 30-е годы. Поручив режиссеру снять "Невского", Сталин установил за ним наблюдение. В качестве "наблюдателей" выступили сотрудники, пользующиеся абсолютным доверием партии: второй сценарист Петр Павленко, сорежиссер Дмитрий Васильев, директор по работе с актерами Елена Телешева и сам Николай Черкасов, член Верховного Совета СССР.
Историческая победа русских воинов, одержанная в 1242 году в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере, через 700 столетий вдохновляла советских людей на победу против фашистских захватчиков. "Александр Невский" остается абсолютной классикой на все времена, его с удовольствием смотрят зрители всех возрастов и всех поколений.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников